Предотврати аварию!

В школе так называемого защитного вождения учат ездить без аварий. Знание основ активной безопасности помогает «чайникам» и опытным водителям избегать опасных дорожных ситуаций, реально оценивать скоростной режим и не спешить на дороге.

Современные автомобили комфортные, легкие в управлении и бесшумные. Водители не замечают скорости, с которой едут и непроизвольно давят на «газ». Если изредка не бросать взгляд на спидометр, появляется опасная иллюзия. Человек за рулем ощущает скорость ниже ее реального значения на 20 км/ч. В школе Защитного вождения учат ездить без спешки, выбирать безопасную скорость и другим премудростям безаварийного вождения.

Компании, владеющие даже небольшим автопарком, для снижения риска ДТП проводят для тех сотрудников, кто ездит за рулем служебных автомобилей, тренинги по «защитному вождению». Подобного рода практика давно применяется в европейских странах. Так решаются сразу две задачи: руководство заботится о безопасности своих работников и экономит бюджет. Водители, познавшие азы безаварийного управления, не попадают в ДТП, машины не бьются, деньги на ремонт не тратятся.

На однодневный тренинг, проходивший в одной из компаний, специализирующихся на, так сказать, переподготовке бывалых водителей,, пришли коллеги, чей водительский стаж насчитывает не один десяток лет. Даже такие «матерые» водители не все знают о способах активной безопасности.

— В моей жизни было несколько аварий. Если бы я тогда знал о методах безаварийной подготовки, ДТП бы не произошло, — объяснил бородатый «студент». — На тренинге учат предвидеть ситуации и делать все, чтобы в них не попадать. Занятия надо повторять, чтобы не забывать способы защиты от аварий.

Как правило, тренинги по «защитному вождению» проходят с периодичностью раз в год. Новички, пришедшие на занятия впервые, ждут, что на «безопасных» уроках их научат полицейским разворотам, опасным маневрам на бешеной скорости, выходу из заноса, ступенчатому торможению. Ничего экстремального на тренинге нет.

— Между контраварийной подготовкой и безопасным вождением колоссальная разница, — рассказал инструктор по защитному вождению международного класса Денис Давыдов. — Экстремальное вождение учит выходить из опасных ситуаций, а метод защитного вождения – в них не попадать, ездить предусмотрительно, предугадывать малейшую возможность возникновения аварийной ситуации на дороге и заранее готовиться к опасностям. В европейских странах давно отказались от школ контраварийной подготовки...

Методы экстремального вождения можно освоить только ежедневно тренируясь, что делают спортсмены автоспорта. У водителей-любителей после одноразовых занятий появляется лишь уверенность в себе, ни о каком мастерстве говорить не приходится, повышается их аварийность, по статистике, они чаще становятся участниками дорожных инцидентов.

На курсах по «защитному вождению» водителей отучают от лихачеств и «экстрима» за рулем, объясняют, как выбрать безопасный скоростной режим и как контролировать ситуацию на дороге. Обучение индивидуальное. С каждым водителем работает персональный инструктор. Занятия проходят не на площадке или полигоне, как это происходит на курсах контраварийной подготовки, а на дорогах общего пользования.

Первым делом инструктор проверяет «рабочую лошадку»: аптечка, огнетушитель, аварийный знак, фары, тормоз. О неисправностях и недокомплекте сообщит руководству. Следующий пункт: правильная посадка. Полулежа управлять автомобилем можно, но опасно. Надо сидеть так, словно водитель аршин проглотили. Очень важно правильное положение рук и ног. Руки свободно лежат на руле. Ноги при выжатых педалях слегка согнуты. При такой посадке, если не дай бог, произойдет столкновение, водитель получит минимум травм. Именно в таком положении ездят спортсмены в гоночных автомобилях.

Поехали! Инструктор наблюдает за техникой вождения, записывает ошибки водителя, оценивает его стиль езды и отношение к скорости. Любителей погонять убеждает не торопиться.

— Дорога — не гоночная трасса. Профессиональные автогонщики, владеющие искусством управления, по дорогам ездят не спеша, здесь им доказывать нечего, — и тренер попросил сбавить скорость.

Спешка на дороге до добра не доводит. Из-за неправильного отношения водителей к скорости происходит третья часть всех ДТП.

– На высокой скорости организм работает напряженно, ладони потеют, быстро наступает переутомление, внимательность снижается в разы и водители совершают фатальные ошибки, которые заканчиваются трагедиями, – объяснил «гуру» защитного вождения Денис. – К скорости быстро наступает привыкание, сложно переходить на «пониженный» режим, чтобы успевать контролировать ситуацию, обрабатывать информацию и быстро принимать решения.

Кроме скорости, на снижение уровня риска влияют еще наблюдение и дистанция. Для полного контроля над дорожной ситуацией надо зрительно поделить вид из лобового стекла на три зоны: ближнюю, среднюю и дальнюю у горизонта. Новички оценивают лишь то, что находится под их носом, а профессионалы – все. Дорогу надо уметь читать, как книгу, каждые 8 секунд бросать короткие взгляды на боковые и заднего вида зеркала. Опытный «педагог» по «защитному вождению» просит водителя вслух комментировать все, что происходит на проезжей части, и представляет угрозу даже на гипотетическом уровне. Замечать мелочи, оценивать даже обочины на трассе перед крутыми поворотами. На таких отрезках дорог аварии не редкость. Водители не вписываются в поворот, автомобили выскакивают на встречку. Поэтому, надо заранее готовить пути к отступлению.

В городских условиях важно следить за поведением «коллег», и сбрасывать скорость, когда в соседних полосах автомобили резко начинают притормаживать. Если к остановке подъехал автобус, стоит бросить взгляд под колеса, нет ли там пары ног, владелец которых в любой момент может выбежать на проезжую часть, а когда в поле зрения появляется знак «зебра», сканировать пространство тротуара за несколько метров до дороги.

— Из всего числа происходящих на дороге аварий, предотвратимых ДТП — 95%, — заметил тренер, — методы защитного вождения помогают ездить без аварий.

После тренинга на каждого водителя пишутся отчеты, которые ложатся на стол руководителю: ошибки водителя, уровень его благонадежности, отношение к безопасности и скорости. Были случаи, когда экстремальных водителей лишали служебных автомобилей до исправления ошибок. Но это исключение, а правило — водители после тренинга начинают ездить медленней, и главное – безопаснее. Правда, времени на дорогу тратится больше. Но, жизнь важнее скорости!