12886

Опять двойка!

Забайкальск-Борзя-Агинское. 300 километров отвратительной федеральной трассы Чита-Забайкальск, по сравнению с которыми нереконструированные еще дороги Китая кажутся автобанами и вспоминаются экипажами колонны добрейшим словом.
Изображение Опять двойка!

Колейность местами встречается такая, что китайские «паркетники» чуть днищем не скребут. Подвески машин пробиваются с завидной регулярностью. Да так, что и передние, и задние седоки только зубами щелкают. Но и на «ровном» асфальте трясет, как на гравийке. А китайские журналисты, участвующие в автопробеге, не устают делать комплименты российским коллегам за их мастерское вождение – экипажи с китайскими рулевыми от колонны сильно отстают и быстро устают, отвыкнув у себя на родине от подобного драйва. Увы, но их репортажи вряд ли привлекут в наши пределы автотуристов из Поднебесной.

Хотя аварии здесь достаточно редки. В том же Забайкальске за год происходит 20-25 ДТП. Причины известны – превышение скорости, пьянка. Правда, особенности местного рельефа нередко приводят к опрокидываниям.

В Борзе мы встретились с представителями местного внедорожного автоклуба «Сапсан». Человек 15 любителей офф-роуда не только устраивают покатушки и соревнования по внедорожному спорту. Местные бюджеты настолько скудны, что сапсановцев используют и пожарники, чтобы добраться до лесных пожаров, и спасатели в поисках заблудившихся в лесах людей.

А откуда могут взяться в местном бюджете деньги, если исконные здешние промыслы давно и успешно изведены. Например, звероферма по разведению песцов и чернобурок. И не маленькая – на несколько тысяч голов. Однако поистине золотоносное производство приказало долго жить в одночасье. За ним последовали овцеводство (а местные жители еще помнят многочисленные отары в 800-1000 голов) и выращивание зерновых. Других производств тут нет, и средняя зарплата едва достигает 5000 рублей. Счастливчики устроились работать вахтовым методом на ремонте федеральной трассы и получают по 30 000-40 000 рублей в месяц (но месяц же сидят дома). Зато местная ГАИ не придирается к аборигенам по мелочам и уж тем более не устраивает «подстав» – инспектора знают, что с мужиков много не настрижешь. Но и авто с чужими номерами, не привыкнув крысятничать, лишний раз не тормозят.

Путешественнику в этих краях делать, как я уже писал, абсолютно нечего. И если в Забайкальске сейчас строится буддистский монастырь (уже работает представительство Цугольского дацана), в одной из сопок планируется построить так называемую русскую деревню, что должно хоть как-то привлечь китайских туристов, то в Борзе не будет и этого. Ребята из клуба «Сапсан» ездят, правда, по местам боевой славы товарища Лазо и других партизанских отрядов времен гражданской войны, но массовому туристу без специально подготовленных машин этих маршрутов не осилить. Можно, конечно, добраться до Нерчинска, чтобы полюбоваться тюрьмой, в которой сиживали и декабристы, но это крюк километров в 100 по, как уже говорилось, не самым лучим дорогам.

Поселок Агинское любопытен Агинским и Цугольским дацанами. И это действительно интересно и познавательно, как и краеведческий музей имени Цыбикова, просветителя, путешественника и исследователя Центральной Азии и Тибета. Да вот беда, в Агинском частенько не бывает воды вообще, а горячей – почти никогда. Не лучшая новость для туриста.

И тут хочется напомнить, что некоммерческое партнерство «Мир без границ», организовавшее этот автопробег, затевало его с целью демонстрации туристического потенциала регионов России и проектов, реализуемых в сфере туризма. Автопробег должен в какой-то степени помочь в привлечении иностранных инвестиций и продвижения туристических ресурсов России на китайском рынке. И участники автопробега выступают в роли инспекторов, оценивающих состояние туристической инфраструктуры регионов, ее готовности к реальному приему гостей. Так вот, ваш корреспондент поставил бы Забайкалью жирную двойку. А что будет дальше – посмотрим.