Китайский «пузырь» для шведов

Шведский автопроизводитель Saab уже который год находится в подвешенном состоянии. Вроде он жив, а вроде и нет. В прошлом году была даже введена процедура банкротства. И до сих пор руки помощи тянутся со всех уголков мира. На этот раз от соседей из NEVS.

Что же мешает шведам выкарабкаться из глубочайшей ямы? Как ни странно бывшие хозяева. Концерн GM отказался от своей скандинавской дочки еще несколько лет назад в момент мирового финансового кризиса. Вместе с Saab тогда «на улице» чуть не оказался еще и Opel. Остальных же, как новорожденных котят потопили в болоте. Среди них оказались марки Saturn, Hummer и Pontiac. Причин на это было множество, но, пожалуй, главной стала «рыночная неопределенность» марок.

Будь на то воля GM, то она закрыли бы и европейские марки, но они находятся под защитой местных властей. Политикам важно не будущее самих компаний, а сохранение рабочих мест. Когда Saab был выставлен на торги на его покупку сразу выстроилась очередь из производителей суперкаров. И если шведский Koenigsegg так и не смог выкупить контрольный пакет акций Saab, то голландскому Spyker это удалось. План был оптимистичный, миссии и философии компаний переплетались своими корнями, а будущее виделось абсолютно безоблачным. Реальность оказалась намного суровее.

В отличии от Opel, шведский Saab не мог похвастаться хоть какой-нибудь рентабильностью, да и сам модельный ряд компании последнее время привлекал лишь ярых фанатов. Правда, шведы ухитрились выпустить две новых модели пару лет назад, но это была больше похоже на агонию. Седан бизнес-класса 9-5 представлял собой глубоко модернизированную Opel Insignia, а 9-4x — Cadillac SRX. Они же и стали камнем преткновения в спасении компании из Трольхеттена. Американцы на отрез отказались продавать Saab китайцам, побоявшись вместе с брендом передать свои технологические наработки. Тем не менее, ранее компании из Поднебесной уже были замечены в сделках по шведской автопродукции. Так в 2009 году компания BAIC купила права на выпуск Saab 9-5 предыдущего поколения.

На это раз в роли спасателя для шведской марки выступил малоизвестный производитель электромобилей National Electric Vehicle Sweden. Об этой компании неизвестно практически ничего. По некоторым данным, она представляет собой своеобразный «мыльный пузырь», созданный в этом году специально для участия в коллизии вокруг Saab. А стоит за ним китайская компания National Modern Energy Holdings Ltd. (51% акций), зарегистрированная в Гонконге. Специализируется она в сфере альтернативной энергетики. Остальные 49% NEVS принадлежат японскому инвестиционному фонду Sun Investment LLC. Чисто юридически американский концерн теперь не сможет возражать против этой сделки. Saab будет передан в руки National Electric Vehicle Sweden, после чего GM уже не сможет помешать китайцам поделить багаж шведского автопроизводителя между собой.

Предварительно сумма сделки равняется $250 млн. Но акционерам предстоит решать вопрос с долгами и прочими выплатами. Они составляют целых $2 млрд., в то время как сумма всех активов завода составляет лишь $500 млн. Так что окупаться Saab будет еще долго. В обойме марки пока лишь три модели, одна из которых все еще находится в стадии разработк. Наработанный годами имидж уже давно канул в историю. Есть у шведов некоторые наработки в области создания электрокаров, однако лидерами в этой отрасли им, конечно, уже стать. Но, поскольку этот рынок пока еще не блещет богатством выбора продуктов, "побарахтаться" на нем в будущем шведы еще очень даже могут.