Шведские страдания

Шведский автопроизводитель Saab спасен. Деньги пришли из Поднебесной, под шумок еще и открыли компанию по производству электроустановок National Vehicle Sweden. Вроде все налаживается, но…

Но, по всей видимости, фанатам марки рано радоваться — былой Saab уже не вернется. В лету канула вся легендарная история бренда. Поэтому мы предлагаем вспомнить, чем манили эти шведские автомобили своих клиентов. Автомобильная история марки началась еще в далеком 1945 году. Именно тогда двадцать авиаконструкторов компании Svenska Aeroplan AB принялись работать над концептуальным UrSaab. Его каплеобразный кузов стал предтечей будущего Saab 92. Серийный переднеприводный седан имел несущий кузов и независимую подвеску всех четырех колес. Его поперечно расположенный двухцилиндровый 28-сильный мотор находился над передней осью. А максимальная скорость составляла внушительные для тех лет 100 км/ч.

Автомобиль постепенно эволюционировал: агрегаты становились мощнее, а плавные обводы кузова уступили место ломаным граням. По-настоящему новой моделью для компании стал в 1978 году более крупный Saab 900. Несмотря на начинающуюся эру бейдж-инжиниринга, новинка являлась плоть от плоти собственной разработкой бренда. Особой гордостью для бренда стала версия Turbo с двухлитровым шестнадцатиклапанным турбомотором, выдающим 175 л.с. Она и стала последней оригинальной моделью марки. Двухдверка позволяла набирать заветную «сотню» за 8,7 секунды и ускоряться вплоть до 210 км/ч! Отметим, что на дворе был только лишь 1984 год.

Прадва уже в 1989 году шведы продают контрольный пакет акций американскому концерну GM. Тогда они видимо и не предполагали, что это начало конца. Волна повсеместной унификации в то время нарастала чрезвычайно высокими темпами. Производители начали клепать одинаковые автомобили под разными брендами. Особенно в этом преуспели новые на тот момент хозяева Saab. Покупка скандинавской марки наряду с уже имеющимся в портфеле Opel позволяла закрепиться на рынке Старого Света. А заодно подкармливать экономику США деньгами клиентов из Европы.

А дабы сделать это максимально эффективно, то для будущих моделей Saab и Opel было решено создать единые платформы. Таким образом модели компаний отличались лишь внешностью и настройками. Но надо отдать должное шведам — их автомобили невозможно было перепутать ни с кем. Авиационные корни отражались в каждом уголке экстерьера седанов, универсалов и кабриолетов компании, что не скажешь о немецких родственниках. Как бренд, Saab пытался позиционировать себя премиальным продуктом, а Opel «шел в народ». Но клиент постепенно начал чувствовать схожие гены модельных рядов двух марок. Как результат Saab остался не удел и в 2011 году объявил себя банкротом. В этом виновато еще и мракобесие с новыми «странными» для марки моделями. Пожалуй самым несуразным продуктом бренда стал компактный универсал Subaru 9-2X, в девичестве Subaru Impreza. К нему еще стоит приписать внедорожный Saab 9-7X — шведское ГМО Chevrolet TrailBlazer. Обе модели Saab стали чрезвычайно невостребованными из-за высокой цены. Более того они попросту не вписывались в линейку элегантных семейств 9-3 и 9-5. К слову сказать, последние продержались на конвейере до последнего. Старший седан перед самым концом даже сменил поколение, позаимствовал платформу от Opel Insignia. Еще был мертворождений кроссовер 9-4Х, делящий базу с Cadillac SRX. Но по миру разошлось лишь несколько сотен подобных автомобилей.

Теперь же все они в прошлом. Ни красавца 9-5, ни бывшую надежду всей компании 9-4Х, ни даже престарелый 9-3 мы никогда уже не увидим. Производственную базу и технологии на выпуск этого трио концерн GM сохранил при себе. Новые владельцы могут рассчитывать лишь на собственные силы. По их словам, первый готовый продукт они смогут выкатить уже в 2014 году. Откуда такие амбииозные планы, спросите вы. В закромах у шведов осталась единственная собственная разработка. Еще в марте 2011 года они привезди на международный автосалон в Женеве концепт-кар Saab PhoeniX. В надежде на скорое выздоровление, компания собственными силами, без участия кого-либо, разрабатывала будущее поколение 9-3. А шоу-кар должен был стать предтечей к уже серийной модели. По всей видимости именно этот плот и выпустят в открытое плавание на буйные воды мировой автоиндустрии. А созданный «мильный пузырь» NEVS снабдит будущие модели гибридными и электрическими силовыми установками. Отметим, что PhoeniX был двоякодышащим.

Новые хозяева их Китая ориентируют продукцию компании на рынки Юго-Восточной Азии, Поднебесной и Индии. К тому же партнером шведской компании станет индийский концерн Mahindra&Mahindra, что поможет им закрепиться на вышеперечисленных рынках, а также начать продажи своих автомобилей в США. Сложно сказать, к чему приведет эта вся азиатчина в будущем и каким станет Saab. Сможет ли шеф-дизайнер марки Джейсон Кастриота сохранить узнаваемость «дорожный самолетов». Но в истории есть невеселый пример потери целого концерна в подобной ситуации. Речь идет о небезызвестном Rover. Компания была переименована в Rowee и уже не смогла вылезти за пределы рынка Китая. Не хотелось бы повторения подобного с легендарной щведской маркой.