«Yankee go home»?

Концерны GM и Ford Motor уже который год несут серьезные убытки в Старом Свете. Руководства компаний подумывают о закрытии ряда европейских заводов. Очередная реструктуризация явно не за горами.

Европейский рынок для американцев уже давно стал головной болью. На фоне того факта, что к 2020 году GM и Ford готовтятся на двоих реализовывать в том же Китае около 20 млн. автомобилей ежегодно. Европейский рынок выглядит совсем грустно. Клиенты здесь взыскательные, а производство продукции напрямую зависит от местных профсоюзов. Ко всему прочему большая часть рынка Старого Света уже прочно аннексирована немецким VW. Его маркетологи готовы предоставить клиенту практически любой автомобиль, от дешевой Skoda Citigo до сверхдорогого Bugatti Veyron.

А что могут предложить американцы? В обойме у GM для Европы лишь две марки. Это немецкий Opel/Vauxhall, который они чуть не потеряли в 2009 году. На него тогда очень рьяно претендовал канадско-русский консорциум Magna International и Сбербанк. Если бы контракт был подписан, то остались бы они в Европе лишь с машинами от южнокорейской Daewoo, с 2004 года маскирующиеся под Chevrolet. И несмотря на, казалось бы, устойчивый спрос на данную продукцию, за первый квартал нынешнего года GM понес на европейском рынке убытки в размере $256 млн. Отметим, что за тот же период прошлого года американцы в Европе смогли заработать $7 млн. А если считать с 1999 года, то американский концерн в этом регионе потерял уже $16 млрд.

Не лучше ситуация обстоит и у Ford. Европейское подразделение концерна планирует закончить 2012 год с потерей в $500 млн. Цифра сумасшедшая с учетом того, что в прошлом году компания не досчиталась лишь $27 млн. Видимо, тогда финансовые показатели компании были спасены продажей китайцам из Geely шведского автопроизводителя Volvo. Сумма сделки тогда составили $1,8 млрд. Как мы видим, эти деньги не сильно помогли американскому концерну. Даже страшно подумать что было бы, если шведская ноша до сих пор висела на плечах Ford.

После реструктуризации в 2002 году Ford пересмотрел модельный ряд и выпустил мегапопулярные Fiesta, Focus и Mondeo. Пик продаж был достигнут в 2007 году, когда европейские клиенты оформили 16 млн. заказов. Итоги 2012 года будут неутешительными – лишь 12,5 млн реализованных авто. Знай руководство фирмы, что за пять лет продажи сократятся на 22%, они вряд ли приобрели был в 2008 году бывший завод Daewoo в Румынии. Он рассчитан на производство нового компактвэна B-Max. Покупка была явно лишняя, поскольку даже он будет недогружен на 300 000 единиц.

В свете этих событий генеральный директор Ford Стеффен Оделл не исключает, что ряд европейских заводов компании будет попросту закрыт. А пока ведется сокращение производственные мощностей в Германии и Бельгии. В сухих цифрах это составляет 65 000 единиц продукции или 15% по сравнению с предыдущими показателями.

Руководство же GM гнет другую линию. Они надеются снизить издержки при производстве будущих автомобилей благодаря кооперации с французами из PSA. Но это долгосрочные планы, а пока американцы планируют провести вторую за последние несколько лет масштабную реструктуризацию Opel/Vauxhall. До 2014 года она не коснется лишь самих заводов. Европейские профсоюзы на протяжении следующих двух лет не дадут возможности сокращать производство. Тем не мене, руководство автогиганта в любом случае намерено позакрывать ряд сборочных площадок по Европе.

Все это может привезти к тому, что GM и Ford окончательно потеряют для себя европейский рынок. А чтобы минимизировать издержки и хоть как-то выжить в Европе они вполне могут и объединить силы. И мы не удивимся, если через пару лет с одного конвейера будут сходить друг за другом Opel Astra и Ford Focus .