Бронированный «сувенир» с Курил

В окрестностях подмосковного Красногорска прошел слет «Моторы войны», собравший сотни любителей старой техники. Главная «изюминка» этого фестиваля в том, что участвующая в нем военная и транспортная техника 70–75 лет от роду!..

Это подлинные машины, часть из которых дошла до наших дней в хорошо сохранившемся виде, а часть была восстановлена энтузиастами-реставраторами. Некоторые из этих раритетов в свое время даже принимали участие в военных действиях.

В общей сложности в полевой лагерь, обустроенный для проведения «Моторов войны» на поле у деревни Нефедьево, доставили около 70 ретро-машин из собраний Центрального музея Великой Отечественной войны, Государственного военно-технического музея, автомобильного клуба «Моторы войны», из частных коллекций старой техники. Здесь демонстрировались бронеавтомобили, мотоциклы, гужевые повозки, автомобили и даже один танк. Часть представленных образцоов в России достаточно «растиражирована» и потому хорошо нам знакома. Речь идет, конечно, в первую очередь, о машинах производства СССР, Германии, США 1930-х–1940-х гг. Однако среди демонстрируемых экспонатов оказались и куда более редкие, «нетипичные» для территории бывшего Советского Союза марки и модели, произведенные в Англии, Канаде, Франции, Чехии, Италии, Японии, Австрии.

Среди этих «чудес со всего света» – несколько совершенно уникальных экземпляров. О них рассказал ведущий специалист Центрального музея Великой Отечественной войны Юрий Пашолок. В первую очередь он обратил внимание на единственный представленный на слете танк:

– Это легкий японский танк «Хого». На таких боевых машинах «дети Страны восходящего солнца» воевали на Халхин-Голе, в Маньчжурии... Данный экземпляр был совсем недавно восстановлен. В качестве «исходного материала» для реставрации пришлось использовать нескольких обломков взорванных японских танков, которые были с немалыми трудностями вывезены энтузиастами с Курильского острова Шумшу. Потребовался год, чтобы собрать старую боевую машину и поставить ее на ход...

Еще один уникум – автомобиль ГАЗ 61-416. В цехах Горьковского автозавода в октябре 1941 г. было собрано всего 34 таких артиллерийских тягача на базе легковой «Эмки». Этот ГАЗ является советским аналогом куда более известного «американца» Dodge¾, он приспособлен таскать противотанковые пушки ЗиС-2. Из всех ГАЗ 61-416 уцелел до наших дней лишь единственный – вот этот. Возможно, данная машина принимала участие в боях под Москвой.

Уже упомянутый Dodge¾, естественно, тоже демонстрировался посетителям «Моторов войны». А кроме него в ряду образцов армейской ретро-техники на поляне слета можно было увидеть и английского «коллегу» этого «американца» – куда менее известный в России угловатый грузовой Morris грузоподъемностью все те же 3/4 тонны.

...Кстати, о «доджах». В «выставочном зале», организованном для посетителей «Моторов войны» прямо у лесной опушки, было выставлено два «уникума» этой известной американской марки. Одна из машин – полутонный армейский тягач Dodge WC1. На сегодняшний день в России «прописан» лишь единственный такой образец, приобретенный «за океаном» специально для коллекции. Этот «носитель оружия» (именно такое обозначение зашифровано в индексе WC) является «чисто американской» машиной, поскольку в СССР по ленд-лизу Dodge данной модели не поставлялись. А вот другой «собрат по семейству, представленный на слете, и вовсе «не существует в природе»! По крайней мере, как сказал Юрий Пашолок, данная модель в каталогах отсутствует:

– Это медицинский фургон WD23. Первоначально была спроектирована гражданская модель фургончика грузоподъемностью 1 тонна. И лишь позднее на ее основе разработали армейский вариант «санитарки». Таких машин выпустили буквально считанные экземпляры. Один из них не так давно приобретен в Голландии и вывезен в Россию...

Из числа представленной на слете немецкой техники особого внимания, по мнению «знатоков предмета», заслуживают один из самых ранних по времени выпуска (1937-38 гг.) экземпляров штабного легкового автомобиля Horch 901, сохранившихся до наших дней, а также армейский полугусеничный мотоцикл Kettenkrad HK101 с уширителями (данные дополнительные «опции» устанавливали на гусеницы некоторых экземпляров специально для езды по пескам, по заболоченным местам).

Главным днем фестиваля ретро-техники стало 22 июня. В день очередной годовщины начала войны организаторы слета пригласили «в гости» более восьмидесяти ветеранов четырехлетней трагической эпопеи. Ветераны Великой Отечественной смогли увидеть, и даже при желании прокатиться на полуторках, «виллисах», «доджах», так памятных им по годам войны. В полдень вереница из нескольких десятков машин тронулась в сторону расположенного неподалеку мемориального комплекса на Волоколамском шоссе, где ветераны и участники слета возложили цветы.

По возвращении колонны перед зрителями разыграли небольшой «спектакль» – историческую реконструкцию «Июнь 41-го – начало войны» с участием ретро-техники и членов нескольких военно-исторических клубов (среди них и «наши», и «немцы»). По полю разъезжали грузовички с пехотой, «подрывались» на минах, уцелевшие красноармейцы вступали в бой с моторизованной немецкой разведгруппой... Все это сопровождалось огнем взрывов, черными клубами дыма, грохотом выстрелов... А еще несколько часов спустя самые терпеливые из числа посетителей слета смогли дождаться и другой исторической реконструкции, включенной в программу: «Боевые действия в районе Халхин-Гол – 1939 г.», где – впервые в мире! – современным зрителям был показан «в деле» действующий японский танк времен Второй Мировой войны – тот самый восстановленный из обломков «Хого».

Помимо постановочных «боев» в программе слета, который продлился до 24 июня, было еще ралли «в стиле ретро». Старые джипы, мотоциклы, грузовики за рулем которых сидели «командиры Красной Армии» и «офицеры Вермахта», проходили спец-трассу по пересечённой местности с преодолением препятствий. Вечером, в свободное от «боевых задач» время на поляне слета звучали песни военных лет, выступали музыкальные ансамбли, устраивались различные конкурсы (в том числе и на лучшее исполнение вальса)...