USA Today: путевой лист

Сразу предупрежу: на пути из Ниагара Фоллс в Атланту ничего интересного (в географическом плане) не произошло, если, конечно, не считать тропический ливень, минут на двадцать напрочь остановивший 90-е шоссе в сотне милях от Кливленда.

Вода шла стеной, так что пришлось включать «аварийку» и съезжать на обочину. Впрочем, как я понял, для Великих озер это нормально, поскольку на дороге остались только фуры. Это, кстати, отдельная каста местных водителей — дальше второй полосы им нельзя, но грузовики встречаются даже на четвертой, притом «дубасят» не хуже легковушек, превышая лимит не на общепринятые 5 миль/ч , а на 15-20. Но это тоже вполне нормальное явление…

Никаких серьезных POI на этом почти 1000-мильном перегоне мы и не планировали. Основной задачей было с максимальной скоростью (с одной промежуточной ночевкой) добраться до Georgia Aquarium, который на поверку оказался, наверное, самой увлекательной точкой первой части маршрута. С другой стороны, только подобная «двухходовка» позволяет окончательно окунуться в американские дороги, понять что тут к чему и главное — научится правильно по ним ездить.

А учиться этому придется однозначно. Дело в том, что Нью-Йорк в США, как и Москва в России, живет по своим законам, так что основным правилам поведения на местных дорогах он не научит. Единственное, что нужно усвоить, передвигаясь по «большому яблоку» — особенности планировки, а также местные традиции автомобильного (как, впрочем, и пешеходного) ориентирования на местности.

Про прямоугольные пересечения я уже писал, что же касается перекрестков, то, подъезжая имейте ввиду, что на висящий перед вашими глазами указатель, нанесено название не той улицы, по которой вы едете, а той, которую вы пересекаете. И никаких тебе стрелок или подсказок.

В принципе, ничего необычного, но только в том случае, если вы движетесь по навигатору, однако попытка ориентироваться самостоятельно приводит к постоянным сбоям — первые пять перекрестков об этом помнишь, но стоит потерять концентрацию, на следующем тебя элементарнейшим образом «сшибает». Приступ топографического кретинизма проходит столь же внезапно, проблема в том, что через пять светофоров он повторяется вновь… Все остальное — как в Москве, разве что перестраиваться из ряда в ряд проще — если включаешь поворотник, в 90% случаев тебя пропустят. В общем, как говорят профессиональные трюкачи — не пытайтесь повторить это дома.

Так вот, Нью-Йорк — не США, поэтому, если вы попользовались-таки машиной на Манхэттене или Лонг Айленде, вы понятия не имеете, как ездят в Нью-Джерси, Пенсильвании или Огайо. В США ездят по-другому. Аккуратно и крайне благожелательно. К примеру, у американцев считается нормой уйти в левый ряд (если тот, конечно, свободен), когда в правый перестраивается выезжающий на шоссе автомобиль. Причем, это дорога с двухсторонним движением, то есть просто пользоваться вежливостью соседей мало — от вас ждут того же. Притом, для них это настолько привычно, что последний прет влево, практически не глядя. Зато, никто, в итоге, никого не задерживает.

Второй момент — рядность. Туда-сюда никто не ерзает. Даже на ремонтируемых участках, а в результате, самые серьезные «пробки» здесь наши гаишники в лучшем случае классифицировали бы, как «затруднения в движении». Для сравнения, за те без малого полторы тысячи миль, что мы преодолели на пути из Нью-Йорка в Атланту в трех десятках ремонтов, потерялось не более двух часов (упомянутый в начале ливень под Кливлендом времени отнял практически столько же) . Сюда бы наших водителей на стажировку!!!

Но сначала — дорожников. Мало того, что все это надо было построить, нужно еще и содержать. По российским меркам все шоссе в идеальном состоянии. Судя по поперечным трещинам, в основании — бетонные плиты, но не кривокосые, с Н-ского ЖБИ, изготовленные бригадой военнопленных таджиков под руководством вечно «трезвого» бригадира, а монолитные, похожие на те, что «кладут» на аэродромные ВПП. Потом все это аккуратненько покрывают асфальтом и чинят по мере необходимости… Битум, кстати, местные льют не реже наших, но он почему-то даже при 90 по Фаренгейту не плавится и не течет.

Мосты и путепроводы при этом вообще не асфальтируют. В большинстве своем они бетонные, что на границе с Канадой, что в Огайо, что в Кентукки, что в Теннеси, что в Джорджии… Да, они не всегда идеально ровные, порой, ребристые и очень шумные. Но бетон, как известно, крепче асфальта, и чем он старше, тем прочнее. А это значит, что янки чинят свои мосты раз в десять лет, наши — раз в сезон.
Кстати, о ремонтах. Скорость на восстанавливаемых участках (это — минимум 6-7 миль, а, как правило, — 10-15) 55 миль/ч, очень редко — 45-ть (при разрешенной скорости (зависит от штата) от 60 до 70 миль/ч). Притом американцы точно также закрывают одну сторону дороги, пуская поток по «встречке». А теперь сравните все это с традиционным трехчасовым стояком на Новой Риге…

Некогда самая современная в нашей стране трасса по сравнению с тем же I-71 или I-75 — вообще больше напоминает проселок. Причем, не только по качеству — по организации.

Интерстейты (шоссе, идущие через несколько штатов, а чаще — из одного конца страны в другой) — не просто асфальтовые «нитки» средь лесов и полей, а серьезное дорожное хозяйство. Минимум по паре полос в каждую сторону, развязки, «выходы», оборудованные через каждые 40-50 миль (примерно час езды). Кстати, нам пришлось останавливаться регулярно, не столько отдохнуть, сколько остудить шины, ибо ниже 88 градусов по Фаренгейту днем температура не опускалась, а средняя скорость при этом уходила за 40 миль/ч. Тут важно другое — все это совершенно бесплатно.

Впрочем, платные дороги — тоже больше похожи на условность: 200 миль (320 километров) по I-90 (130 миль по пути на Ниагарский водопад и 90 миль — по дороге в Атланту) обошлись нам в 20 долларов, еще 2 доллара ушли на проезды через расположенный между Баффало и Ниагара Фоллс Grand Island и доллар на границе между Нью-Джерси и Пенсильванией. Но пока это все, за что пришлось платить…
Так вот, Rest Area на федеральной I-71 в разы лучше и комфортнее, чем на частной I-90. Там туалеты чище, чем в Нью-Йоркских парках!!! А кое-где, даже мангалы для барбекю, так что при желании там можно даже небольшой пикник организовать. Но не рассчитывайте на то, что в «зоне отдыха» вам предложат кров и пропитание: время стоянки ограничено двумя часами, а из еды — автоматы с кофе, газировкой, мороженым и чипсами. Если вам нужно подкрепиться (или переночевать), пожалуйте на выход. С этим проблем нет.

Вот времени отнимает изрядно. В нашем случае перед отъездом из Ниагара Фоллс был найден ближайший Walmart, который и обеспечил наш экипаж запасами провианта (сэндвичи, вода и фрукты) на весь предстоящий день. Кстати, вышло раза в два дешевле, чем питаться гамбургерами, куриными крыльями, кофе и картошкой фри в приинтерстейтовских «заезжаловках». Но тут — кому как нравится. Для автора этих строк, повторюсь, была важна скорость поглощения «пространства», но не кулинарный тур, тем более, в одной из самых «невкусных» стран на этой планете.