Лишний вес

Когда в 2007 году в отеле l`Occitane на Лазурном берегу японские инженеры показывали прессе Mazda6 нынешнего, уходящего со сцены второго поколения, они с удвоенной гордостью рассказывали о главном достижении – уменьшении массы автомобиля на 100 кг.

Изящество весовой культуры у них и прежде обретало весомые параметры, но прессе полагалось восхититься тем, что машина второго поколения стала закономерно крупней машины первого поколения и при этом существенно легче. И хотя обратной стороной диеты случилась почти сошедшая на нет шумоизоляция и эргономические огрехи, в сочетании с достигнутой легкостью и бодрым Zoom-Zoom машина должна была радовать клиента сокращенными затратами на материалы, сниженной массой и в этой связи угадываемой бодростью разгонной динамики. Аудитория аргумент сниженной массы не приняла. Людям это достижение инженерного таланта не показалось весомым и испытать гордость от езды на полегчавшей машине они не посчитали нужным. Затея показалась интересной самим авторам и никак не отразилась на реакции потребителя.

Но «Mazda» увлеченно продолжала работать и экономить на железе старалась во всех моделях. Бывают такие инженерные задачи, которые интересны профессионалам и, являясь свидетельством их высочайшей квалификации, ничего не дают миру. Девизом работы японцы взяли цитату из Юрия Визбора: «Излишний вес - он словно бес, Он цепко держит наши органы в осаде, А также виден он и спереди и сзади, Чтоб он исчез, излишний вес». Результат борьбы за исчезающий излишний вес потихоньку сказывается на всем модельном ряде фирмы. Наши жестянщики, берясь за восстановление например, Mazda3 ее дверные петли – элемент всегда заведомо более прочный и надежный, чем даже стойка, к которой она крепится - спокойно распрямляют обычными плоскогубцами…

А тем временем у фирмы закончился Zoom-Zoom. Для японцев он был идеологией. Объяснить ее они так и не смогли, но бледнели лицом услышав от иностранного журналиста, что лично ему Zoom-Zoom непонятен, и обморочно переспрашивали – «Вообще не понятен или в конкретной модели?» Судя по тому, что в рекламе тихий голос перестал шептать это идеологическое заклинание, а последний раз Zoom-Zoom мелькнул наклейкой в багажнике презентационного СХ-5 на Франкфуртском автосалоне 2011 года, обозначив не ожидаемую суть, а неожиданное месторасположение, его последние запасы иссякли, то есть «Game over». Но без слогана тяжко. Мы вот всей страной жили под заклинание «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и, утратив его, потеряли и страну. И Японцы, вполне ожидаемо, на смену потухшему Zoom-Zoom должны были зацепиться за что-то новое.

Дейв Коулмен, главный инженер подразделения Mazda-USA, обрадовал: «В последнее время в «Mazda» настолько сильно сконцентрировались на простых способах достижения прибыли, что совсем забыла о нераскрытых возможностях». И теперь фирма официально заявила – каждое новое поколение автомобилей, выходящее на рынок, будет на 100 кг легче предыдущего. Излишний вес, он словно бес… Но разве Дейв не в курсе, чем занималась его фирма все предыдущие годы? И забыл, как «Mazda» старательно приставала ко всем «Хочешь похудеть, спроси меня как»? Или Zoom-Zoom закончился столь внезапно, что ничего нового на склады не завезли и пришлось выкручиваться с тем, что осталось? Пролетарии не могут без девиза?

Но зато насколько логично - кому, как не холестериновым американцам объявлять о диете. Вместо абстрактного Zoom-Zoom с придыханием, появляется внятная цель – похудеть всей фирмой. И хотя тощим японцам американская затея по духу не очень близка, возможная экономия на материалах – явно непростой и увлекательный способ достигнуть прибыль. Хотя и не новый. Мы также худели всей страной, экономикой и отдельными производствами… Ничего хорошего не вышло.

А если у худых японцев под присмотром толстых американцев все получится и каждая последующая машина и вправду станет на 100 кг легче предыдущей? Тогда через десять поколений все модели «Mazda» утратят по тонне массы и превратятся в скейты, роликовые коньки или педальные машинки? Но, скорее всего, прежде чем окончательно выродиться, японцы успеют сменить идеологию, чтоб не случилось, как в старом анекдоте: «Сынок, тык мы и до мышей докатимся…»