И другие доверенные лица

Маразматическая сага об отмене рукописных доверенностей на право управления автомобилем обзавелась новой главой. Комитет Госдумы по госстроительству рекомендовал отклонить законопроект депутатов ЛДПР, предлагающий отменить штраф за езду без доверенности.

Напомним, что впервые об отмене рукописок заговорили почти сразу после введения в стране института ОСАГО, мотивируя отказ от них тем, что лица, допущенные к управлению авто вносятся в полис и дублирующий документ не нужен.

Дальше — больше. В 2007 году некий гражданин обратился в Верховный суд РФ с заявлением, посчитавшим пункт 2.1.1 ПДД, требующий от водителя иметь при себе доверенность от собственника на право управления транспортным средством и предъявлять его по требованию сотрудников госавтоинспекции, противоречащим Гражданскому кодексу РФ, не привязывая отмену документа к «автогражданке». По его словам, передача управления транспортным средством является обыкновенной сделкой и не требует обязательного заключения в письменной форме. Фактически это то же самое, что дать другу попользоваться игровой приставкой или велосипедом. Однако верховные судьи с этим не согласились.

Очередная попытка хоть в чем-то облегчить жизнь моторизованных россиян была предпринята уже депутатами Госдумы в конце 2009 — начале 2010 года, опять-таки с привязкой к полису ОСАГО. Но и тут ничего не вышло. Главным образом потому, что против активно выступило МВД. Тогда блюстители порядка заявили, что, помимо прочего, наличие доверенности является доказательством того, что машина не похищена и не находится в угоне. При этом представители ГИБДД подчеркнули, что к вопросу можно будет вернуться через год или два, когда в России заработает единая база данных по угонам.

И действительно, сегодня даже придорожные полицейские ратуют за избавление от совершенно ненужной бумаженции. При этом гаишники активно полемизируют с единственным противником отмены Минюстом, которое считает, что, мол, доверенность является необходимым документом для привлечения к ответственности водителя, ставшего виновником ДТП. На это ГИБДД со всей ответственностью заявляет, что виновник будет отвечать за свои действия в любом случае.

Короче говоря, серьезных препон в этом благом деле вроде и нет. Загвоздка только в том, чтобы изменить ПДД и Гражданский кодекс. И если с ГК у депутатов проблем точно не возникнет (изменения федерального законодательства — в их власти), то вот с Правилами дорожного движения выходит загвоздка. Дело в том, что это не ФЗ, а нормативный документ, принимаемый и корректируемый исключительно правительством. А его сейчас возглавляет известный знаток автомобильной жизни страны Дмитрий Медведев (именно его стараниями закрутилась история с так называемым правилом нулевого промилле, которое депутаты давно хотят отменить, да вот что-то не получается).

Подтолкнуть премьера к правильному решению хотя бы по поводу доверенностей и решили народные избранники от ЛДПР.

— Поскольку ПДД, по сути, является подзаконным актом, то своим законопроектом, отменяющим штраф за езду без доверенности, мы бы подтолкнули правительство к скорейшему изменению ПДД, — пояснил вашему корреспонденту один из соавторов отвергнутого законопроекта депутат Ярослав Нилов. — Увы, но коллеги из Комитета по госстроительству считают иначе…

Действительно, господа Плигин и Лысаков (председатель и зам этого комитета соответственно), некоторое время назад предложили Дмитрию Медведеву изменить пресловутый пункт 2.1.1 ПДД, отправив ему соответствующее письмо. И только после положительного отклика главы кабмина готовы вносить соответствующие законопроекты.

Вот только дождутся ли они ответа?