Окончательное решение

В основе проекта «простая идея»: перерабатывать грязеподобный осадок из резервуаров сточных вод в водород для автомобильных водородно-кислородных топливных элементов, вырабатывающих электричество.

Как сообщает японская ежедневная деловая газета «Nikkei», получение водорода из грязевых осадков дешевле и чище с точки зрения экологии, чем его выработка из сжиженного природного газа или других ископаемых ресурсов. Во всяком случае, при производстве водорода из сточной грязи выделяется на 75% СО2 меньше, чем другими промышленными методами, для которых нужно электричество, поставляемое электростанциями, работающими на угле, газе или нефти.

Консорциум, в который входят такие промышленные «киты», обладающие серьезными научно-исследовательскими подразделениями и финансовыми ресурсами, как «Toyota Motor Corp.», «Toyota Tsusho Corp.», «Mitsui Chemicals Inc.», «Daiwa Lease Co.» и «Japan Blue Energy Co.», на этой неделе начинает тестовые испытания опытной установки и планирует запустить такое промышленное производство водорода уже в 2015 году.

Новый процесс получения дешевого водорода включает в себя многоступенчатую сушку осадочной грязи, во время которой выделяется метан. Далее он подвергается температурному воздействию, в результате чего и выделяется газовая смесь с высокой концентрацией водорода.

Ведущие японские автопроизводители и, в первую очередь, «Toyota» и «Honda» планируют в ближайшие годы начать выпуск авто с электродвигателями, энергию для которых вырабатывают топливные элементы нового поколения. Они будут более надежными, а главное значительно дешевле по сравнению с теми, которые используется сейчас в опытно-промышленных автомобильных силовых установках. Но по-прежнему в выхлопе таких авто будет только водяной пар. Поэтому новый процесс получения водорода «из грязи» позволят электрическим авто на топливных элементах создать сильную конкуренцию машинам с традиционным ДВС, дизелями и гибридными силовыми установками, а также обычным электромобилям. Кстати сказать, автомобилями на водородно-кислородных топливных элементах давно и успешно занимаются крупнейшие европейские и американские автопроизводители. И даже наш АВТОВАЗ вновь, после десятилетнего перерыва, решил продолжить довольно успешные в прошлом опытно-конструкторские работы в этой области, на что получил госпомощь.

Во всяком случае, японцы готовы поспорить с теми, кто не видят в человеческом дерьме прорывного источника топлива для авто.