Вернувшаяся легенда

Второй день открывшейся 27 сентября очередной «Олдтаймер-галереи» был ознаменован событием, которое сами организаторы этой выставки антиквариата и старинных автомобилей заранее назвали «самым сенсационным». Посетителям показали, наконец, уникальную машину – ЗиС-101А-Спорт.

Весь первый день работы выставки этот «мотор» простоял на площадке посреди зала наглухо задрапированный тканью. И только 28-го днем «покровы тайны» были сняты. Знакомьтесь: тот самый легендарный спортивный родстер ЗиС-101, который во многих обзорах истории отечественного автомобилестроения называют самым мощным и самым красивым советским автомобилем довоенного периода. Этот необычный «мотор» появился в 1939 г. вопреки всем возможным обстоятельствам. В Советском Союзе, где недавно зародившаяся автопромышленность была «заточена» на производство грузовиков, автобусов и легковушек, автоспорта практически не существовало: простых машин не хватает, а тут – какие-то бесполезные гоночные образцы! Однако создание первого советского серийного лимузина ЗиС-101, выпуск которого московский завод начал с 1936 г., подтолкнуло группу молодых энтузиастов – инженеров с ЗиСа, к идее создания на базе этой «продвинутой» машины спортивного автомобиля.

 

Над проектом они трудились после окончания рабочей смены. Анатолий Пухалин, заканчивавший вечернее отделение МАДИ и готовивший диплом по теме «Спортивный автомобиль», разрабатывал общую компоновку, его коллега Николай Пульманов занимался проблемами повышения мощности серийного двигателя, Владимир Кременецкий прорабатывал конструкцию заднего моста, художник-техник Владимир Ростков «колодовал» над внешним видом будущего родстера...К 1938-му году спортивный ЗиС был готов – на ватмане, в чертежах. Но кто будет заниматься воплощением «подпольно созданной» конструкции в металле? К счастью для группы энтузиастов их выручил грядущий всесоюзный юбилей – 20-летие комсомола. По случаю столь «громкого» события повсеместно на предприятиях и в учреждениях развернулась кампания по принятию новых социалистических обязательств и подготовке трудовых подарков под девизом «Матери-Родине – в честь 20-летия ВЛКСМ». Создатели проекта спортивного автомобиля смогли «протолкнуть» свое детище в качестве одного из главных таких «подарков комсомолу» от коллектива ЗиС. Благодаря публикации в «Комсомольской правде» об этом необычном проекте узнала вся Страна Советов. И дело завертелось, заводскому начальству пришлось давать «зеленый свет» проекту.

Официально датой «рождения» ЗиС-101А-Спорт можно считать 11 декабря 1938 г., когда директор завода И. Лихачев подписал приказ, где буквально по дням был расписан график создания спортивного автомобиля. Легендарный «красный директор» лично контролировал ход работ, моментально устраняя все «организационные» и «снабженческие» причины, которые могли помешать выполнению столь ответственного и «политически значимого» проекта.
По воспоминаниям Н. Пульманова, «большинство заказов выполняли бесплатно и в кратчайшие сроки, весело. Без волокиты, под неусыпным контролем за прохождением технологических операций – механической обработки, термообработки, гальваники... Машина изготовлялась всеми специализированными цехами огромного завода...».

Немало проблем сулила сборка сложного по конфигурации обтекаемого кузова. На основе эскизов В. Росткова расчертили в натуральную величину лекала всех «кривулин», по лекалам сделали детали для сборки деревянного макета, а по нему в ручную выколотили молотками-киянками из железа фигурные листы будущего кузова. Что касается каркаса, то его собрали из дерева – по традиционной технологии тех лет. Было использовано множество брусков из бука и других качественных пород дерева. После полной сборки автомобиля его покрасили в темно-зеленый цвет, украсили хромированными накладками. На капоте с правой стороны закрепили памятную табличку «ХХ лет ВЛКСМ».

За счет модернизации узлов серийного лимузина ЗиС-101А его спортивный «собрат» имел весьма внушительные для своего времени (и прямо-таки рекордные для уровня развития тогдашней автопромышленности в стране) характеристики. 8-цилиндровый форсированный двигатель объемом чуть больше 6 литров развивал мощность до 141 лошадиной силы. Благодаря такой «начинке» и обтекаемому корпусу на ходовых испытаниях чудо-ЗиС сумел разогнаться до 168 км/час. Однако это рекордное достижение не засчитали: ведь заезд машины был «неофициальный», без полагающихся точных замеров. А когда летом 1940-го на 43-м километре Минского шоссе состоялась, наконец, «настоящая» «проверка резвости» спортивный ЗиС показал чуть меньшую прыть: в протоколах появилось число 162,4.

В том же предвоенном году новый необычный ЗиС решили показать высшим партийным деятелям страны, собравшимся на XVII Московскую партконференцию, проходившую в Колонном зале Дома Союзов. Но где выставить родстер? Место для него в итоге нашлось лишь в просторном фойе на втором этаже здания. Ночью пришлось разламывать проем между окнами, через это отверстие втаскивать автомобиль, и тут же заделывать стену, чтобы никаких следов разрушения к утру не было заметно. В «смотринах» участвовали сам товарищ Сталин, а также его ближайшие сподвижники – Молотов, Каганович, Хрущев... ЗиС- Спорт заслужил у «верхушки страны» полное одобрение. Но данный вердикт ничуть не помог уникальному автомобилю в его будущей судьбе.

Уже вскоре этот «подарок комсомолу» оказался никому не нужен. А начавшаяся война лишь усугубила ситуацию. В итоге следы уникального советского родстера окончательно «растворились во времени и пространстве». Некоторые энтузиасты-поисковики до сих пор надеются все-таки отыскать этот гоночный «сто первый», а вот специалисты реставрационного центра «Молотов-гараж» решили поступить по-другому: «не ждать милостей от природы», а воссоздать автомобиль по сохранившимся фотографиям и уцелевшим чертежам. Кропотливая работа длилась несколько лет, и вот теперь «возрожденный из небытия» ЗиС-101А-Спорт (к слову сказать, это название – неофициальное) впервые показан широкой публике.