Выжать любой ценой

Британские ученые, это такие ученые, которых хлебом не корми, но дай семенную жидкость хомячков понюхать, женщин «за 30» поизучать, или мужиков «за 40»... Но кое-кто из них и делом занимается. Например, синтезируют бензин... из воздуха.

Достаточно известная английская газета Independent в прошлый уик-энд выдала заметку, в которой рассказала о том, что группа британских ученых разработала уникальную технологию производства горючего из... атмосферного воздуха, точнее из содержащегося в нем углекислого газа и водяных паров. Ньюсмейкером явилась небольшая английская компания «Air Fuel Synthesis» из Дарлингтона, которая в августе этого года смогла-таки синтезировать таким образом 5 литров горючего. Как рассказал глава компании Питер Харрисон, представивший свое открытие в лондонском Институте механической инженерии: «Мы взяли диоксид углерода из воздуха и водород из воды и обратили эти элементы в горючее. Никто раньше ни в нашей стране, ни, насколько мне известно, за рубежом не делал этого. Жидкость выглядит и пахнет, как бензин, но это гораздо более чистый продукт, чем бензин, полученный из нефти». Если вас не устраивает мнение заинтересованного лица, стоит прислушаться к мнению главы департамента энергетики и окружающей среды Института механической инженерии Тима Фокса: «Все это звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой, но это правда... Процесс использует хорошо известные всем компоненты, но что восхитительно - это то, что они сумели свести воедино весь этот процесс и показать, что он может приносить результаты».

Если это действительно так, друзья мои, то мир стоит на пороге революции, поскольку массовое внедрение этой технологии, во-первых, решит проблему грядущего дефицита углеводородов, а во-вторых, избавит наших потомков от пресловутого глобального потепления, ибо для производства топлива человечество станет использовать тот же углекислый газ, что выбрасывает в атмосферу путем его сжигания в ДВС. Это мнение, разделяет и заместитель британского премьера Ник Клегг, после посещения лаборатории заявивший: «может быть, я действительно увидел будущее»...

Но проект сначала нужно реализовать. И этот момент представляется мне наиболее сложным. Не только потому, что адаптация любой лабораторной технологии к промышленным масштабам производства вызывает массу трудностей, но и из-за известного нефтяного лобби. Мало того, вместе с нефтяниками единым фронтом выступят и нечистые на руку экологи, особенно те, что ратуют за снижение выбросов СО2 за повсеместный запрет «этих грязных и вонючих автомобильных моторов», ведь в таком случае им просто перестанут выделять гранты на поддержание деятельности.

И эти товарищи уже активизировались. В частности, та же Independent озвучила слова главы департамента изменения климата WWF-UK Кейта Аллота, заявившего, что идея производства бензина из атмосферного воздуха крайне далека от коммерческой реальности. Он, конечно, прав, но тот же WWF вполне может поспособствовать ускорению этого процесса, в том числе и материально, поскольку этот проект в полной мере соответствует задачам и политике фонда.

А чуть раньше издание опубликовало письмо некоего доктора Уильяма Флуда, который, не приведя ни одного аргумента, назвал эту разработку несостоятельной, говоря о том, что современная химия способна произвести топливо из дерева и даже грязных носков, но все это слишком дорого. Вполне вероятно, этот человек действительно доктор и, скорее всего, имеет степень по органической химии, и, возможно, его мнение имеет некий вес в научном сообществе, тем не менее, какой из 27 миллионов идентифицированных поисковиком докторов Флудов прислал письмо в редакцию газеты, нам выяснить не удалось. Впрочем, у него тут же образовался не менее независимый оппонент в лице почетного профессора Университета Кента Ричарда Джонса, устыдившего доктора Флуда в банальном непрофессионализме, и выразившего мнение, что если бы тот соизволил провести простейшие термодинамические расчеты, лежащие в основе процесса и оценил положительные последствия для окружающей среды, то пришел бы к выводу, что затраты на производство «воздушного бензина» не является таким уж серьезным недостатком. По его мнению, для успешной реакции коллегам из AFS достаточно было иметь эффективный катализатор, и раз эксперимент удался, такой катализатор был найден. Таким образом, настаивает профессор Джонс, эта технология не станет такой уж дорогой. К тому же выводу, к слову, пришли и химики из «Air Fuel Synthesis», по их расчетам, тонна бензина, полученного изобретенным ими способом обойдется в 400 фунтов стерлингов. Разумеется, это дороже, чем тонна бензина, полученного из ископаемой нефти, но не в разы!

Но именно в этом кроется главная угроза, способная погубить проект на корню. Дело в том, что для отработки технологии компании необходимы инвестиции на постройку, оборудование и запуск небольшого завода, способного производить около тонны топлива в день. А это уже вполне серьезные инвестиции. «Air Fuel Synthesis», разумеется, не сборище энтузиастов и за ними стоит вполне конкретный человек – профессор Тони Мармонт (раньше работал на Shell), вложивший в компанию около 1,2 миллионов фунтов. Это достаточно много, даже по британским меркам, тем не менее, чтобы реализовать вторую стадию проекта потребуется сумма в 5-6 миллионов. Как вы понимаете, количество желающих расстаться с этими деньгами за эти несколько дней разрослось до невероятных масштабов, однако в выборе бизнес-партнера британцам следует быть предельно аккуратными, поскольку нефтяники при первой же возможности не только прикарманят компанию, но и похоронят проект. Не своими, так нанятыми специально для этого руками. Денег и власти им точно хватит, тем более, что требуемая сумма по меркам их бизнеса – капля в море. И именно поэтому проект производства бензина из воздуха, изобретенный «Air Fuel Synthesis», зеленого света на своем пути, боюсь, не увидит, поскольку результатами своих исследований британцы перешли дорогу, наверное, самой мощной и богатой прослойке современного общества.