Погорели на «авось»

Свердловские полицейские завершили следствие по делу банды автоугонщиков, специализировавшихся на кражах иномарок. На счету преступной группы 55 краж автонтранспорта.

Все началось с того, что в начале 2011 года в Екатеринбурге произошел резкий всплеск дерзких угонов дорогих иномарок. Авто уводили с парковок крупных торговых центров. Причем, похитители не были зафиксированы ни одной камерой видеонаблюдения, а сам угон происходил буквально в течение 1-3 минут.

Оперативники смогли выйти на след злоумышленников лишь в середине декабря 2011 года. В тот день с парковки ТЦ «Мега» похитили Honda Pilot, полиция объявила план «Перехват». В ходе патрулирования сотрудниками ГИБДД автомобиль, схожий по описанию, был обнаружен припаркованным на одной из улиц частного сектора в районе Химмаш Екатеринбурга с залепленными снегом номерами.

Для наблюдения за найденной машиной были направлены два сотрудника отделения по борьбе с кражами автотранспорта Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Свердловской области. Майор полиции Евгений Крыжановский и лейтенант полиции Евгений Агапитов просидели в засаде в собственной машине, наблюдая за Honda, с 2 до 5 ночи. Мотор включать было нельзя по соображениям конспирации, а на улице -23 градуса по Цельсию! На всякий случай оперативники подложили под колеса машины «колючки», которые и прокололи резину как только появившийся злоумышленник тронулся с места. Буквально через 50 метров пилот Pilot понял, что с колесами что-то не так, вышел посмотреть, в чем дело и был задержан.

При досмотре у него обнаружили так называемый код-граббер – устройство, предназначенное для перехвата радиокоманд автосигнализации и «провороты» – специальные железяки, заменяющие угонщикам штатные ключи зажигания.

Злодеем оказался гражданин 1983 года рождения, уроженец Нижнего Тагила. Сотрудничать со следствием он наотрез отказался. Зато обыск по месту его жительства помог установить соучастника преступления. Им оказался житель одного из режимных городов Челябинской области, куда и направились в начале февраля 2012 года в командировку оперативники. Пинкертоны несколько суток наблюдали за «объектом». И однажды подозреваемый выехал со двора своего дома на автомобиле Nissan Murano с госномерами Свердловской области. Пока полицейские ехали следом, выяснили, что имеют дело с так называемой машиной-двойником. Истинный обладатель этих номерных знаков в тот момент был припаркован под окном квартиры владельца в Екатеринбурге.

Водителя «двойника» задержали уже на подъезде к Екатеринбургу. В Murano нашли еще один «код-граббер» и такие же «провороты», как и в Pilot. А изучение VIN-номера показало, что машина числится в розыске как угнанная.

Второго задержанного сыщики убедили сотрудничать. Узнав о задержании «коллеги», разговорился и первый фигурант. Сопоставляя показания обоих, полицейские поняли, что водитель «двойника» – организатор всего преступного бизнеса. Как оказалось, преступная группа состояла из шесть человек. Одного из них, который поставлял технические устройства и также участвовал в угонах, был задержан в мае 2012 года у себя дома.

Затем установили четвертого подельника, осуществлявшего техническое сопровождение угнанных транспортных средств. Еще двое участников преступной группы объявлены в федеральный розыск.
Схема угонов вырисовалась следующая. Вначале подыскивался подходящий дорогой автомобиль, оборудованный сигнализацией с функцией автозапуска двигателя. Затем при помощи «код-граббера» записывался «прямой» сигнал машины. «Обратным» сигналом она открывалась. Затем в замок зажигания вставлялся «проворот», мотор заводился и автомобиль перегонялся в «отстойник» в гаражном массиве Екатеринбурга, где менялись номера, а затем транспортировался в Челябинскую область, где и реализовывался. Попались злодеи на той самой Honda Pilot только из-за того, что понадеялись на «авось», своевременно не отогнав ее в отстойник.

Верх-Исетским судом Екатеринбурга в отношении главаря, исполнителя и технического руководителя угонов избрана мера пресечения в виде заключения под стражу; в отношении соучастника, перебивавшего номера, в виде подписки о невыезде и соответствующем поведении.
Расследование уголовного дела поручили следственно-оперативной группе, в состав которой вошли 3 следователя и 4 опытных оперативника.

В ходе десятимесячной работы с подозреваемыми удалось установить, что всего группой похищено 55 дорогих иномарок. Среди них 25 марки «Mazda», 11 Тoyota RAV-4, 7 Nissan Murano, по штуке KIA Sorento, Nissan Teana и Honda Pilot, по одной Toyota Land Cruiser 200, Toyota Hilander, Audi Q5, Honda CRV, Subaru Outback, Mitsubishi Outlander и Nissan Patfinder. Угонялись автомобили преимущественно с парковок крупных торговых центров в Верх-Исетском, Ленинском, Кировском и Чкаловском районах Екатеринбурга.