«Выделенки» на снегу

Многокилометровые заторы и ДТП из-за снегопадов, происходящие в последние дни на М-10 (трассе Москва-Санкт-Петербург), выглядят страшно и возмутительно для кого угодно, кроме как для жителя столичного региона.

Московские автовладельцы приучены к подобным ужасам ежегодными аттракционами типа «опять неожиданно наступила зима». И чуть ли не ежегодно из-за снегопада, множества аварий и буксующих на подъемчиках фур на лысой резине горожане на своих машинах не могут вернуться с работы домой до утра следующего дня. Разница между Московскими дорогами и М-10 одна: столице по карману выставить против снежной стихии сразу более 10 000 единиц уборочной техники. В каком-нибудь Вышнем Волочке о подобном могут только грезить.

Но даже при всем имеющем место быть гигантском снегоуборочном потенциале столицы, качество уборки во время зимних катаклизмов получает диаметрально противоположные оценки. Традиционно, чиновники, ответственные за данный участок работы, регулярно отчитываются о диких объемах вывезенного с улиц снега и прочих трудовых подвигах. А в то же время горожане костерят их за хронически несвоевременную уборку улиц даже там и тогда, когда этому не мешают ни аварии, ни заторы, ни припаркованные авто. Впрочем, коммунальщикам на эти выпады плевать с высокой колокольни: ведь, если разобраться, в конце концов их дело – «осваивать» деньги городского бюджета так, чтобы градоуправ и его приближенные были довольны, а ропот плебса при этом никто учитывать не собирается.

Очень показательно, кстати, какие выводы сделали городские власти из опыта борьбы с современными снежными валами в городе. Так, по мнению чиновников департамента транспорта столицы, все, оказывается, хорошо на дорогах заваливаемой снегом столицы. Кроме одного: нехорошие автомобилисты норовят чаще ездить по полосам, выделенным для общественного транспорта! Вообще-то понять этих людей можно: введение выделенных полос, как показывает опыт езды по той же «Алтушке» или «Волоколамке» и в хорошую погоду радикально сокращает скорость потока авто. Там потоку, до того ехавшему по трем полосам, приходится тесниться в две и при этом утыкаться в то же количество светофоров...

А уж в снегопад там наступает полный «холокост». Чудная картина наблюдается при этом: на фоне беспросветно стоящей магистрали по выделенной полосе изредка проезжают полупустые автобусы троллейбусы... Естественно, множество доведенных до белого каления автомобилистов плюют на штрафы и рвутся домой по выделенной полосе...
И как же отцы города намереваются облегчать участь его жителей? А очень просто: «по результатам снегопадов» (звучит почти как «по результатам проверки»!) они собираются еще больше увеличить количество комплексов видеофиксации выездов на полосу общественного транспорта и штрафовать, штрафовать, штрафовать...
Например, на том же Алтуфьевском шоссе полно места (под гигантскими газонами вдоль дорог) для создания дополнительных полос для общественного транспорта, а не урезания существующей проезжей части. Но нет! Власти предпочли экономно отгрызть часть существующего дорожного полотна.
По логике, если ты уменьшаешь на треть пропускную способность дороги, увеличь хотя бы на ту же треть количество общественного транспорта на выделенной полосе. Он тут должен ходить, как в том же Лондоне, на который обожают ссылаться московские транспортные чиновники, так, чтобы автобусы-троллейбусы буквально «дышали в затылок» друг другу. Однако ничего подобного мы не видим на практике. И, скорее всего, не увидим. Достаточно вспомнить вышеизложенный вывод «по результатам снегопадов». Заботиться об удобстве горожан – оно, конечно, хорошо, но штрафовать их нещадно – куда как легче и приятней...