Нас нагло обокрали!

Это самая натуральная жесть, дорогие товарищи! В течение года московские власти нагло и цинично обкрадывали столичных автомобилистов и, судя по всему, останавливаться на достигнутом не собираются.

Тема «выделенок» всем давно оскомину набила: нужны — не нужны, работают — не работают, плохо — хорошо… Эти вопросы мы опустим. Главное, как оказалось то, что за них штрафуют без каких-либо на то оснований.

Честно говоря, эта тема всплыла совершенно случайно, благодаря одному из блогеров, который не поленился отправить запрос в столичную Госавтоинспекцию с требованием прокомментировать порядок ввода в эксплуатацию выделенных полос для общественного транспорта, а после покопался в нормативных документах. Что подвигло его на этот шаг — радение о судьбах автомобилистов или более приземленное желание оспорить полученное по почте постановление — уже не суть важно. Важен результат: штрафы, выписанные водителям за выезд на большинство полос, предназначенных для движения для общественного транспорта, до 1 ноября текущего года были абсолютно незаконны, поскольку эти самые полосы до того момента официально… не работали.

И дальше возникают два типичных для нашей страны вопроса: «кто виноват?» и «что делать?». Сначала о последнем — идти в суд и обжаловать, несмотря на истечение срока давности, говоря юридическим языком, «в связи с вновь открывшимися обстоятельствами».

А обстоятельства эти напрямую связаны с первым вопросом, поскольку согласно Постановлению Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. (N 453-ПП) «Об организации выделенных полос для движения маршрутных транспортных средств», а точнее — статье 2,8 Регламента создания и эксплуатации выделенных полос для движения маршрутных транспортных средств (Приложение 2 к указанному постановлению), ввод в эксплуатацию «выделенок» определяется соответствующим приказом Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Так вот, до 1 ноября текущего в природе существовал лишь один такой приказ, причем подписанный еще в 1 ноября 2011 (!) года г-ном Лямовым, в котором черным по белому написано, что движение открывается лишь по трем (!) выделенным полосам:

— от метро «Коломенская» до МКАД (проспект Андропова, Пролетарский проспект, Бакинская и Липецкая);

— от площади Киевского вокзала до МКАД (Бережковская набережная, Воробьевское шоссе, Косыгина, Мичуринский, Озерная);

— от площади Рижского вокзала до МКАД (проспект Мира, Ярославское шоссе).

Все остальные 12 московских «выделенок» (обозначенные на схеме на сайте Департамента до прошедшего ноября не функционировали, то есть в течение года штрафы на них взымали просто так, для профилактики, а проще говоря — незаконно, поскольку изданием соответствующих приказов ведомство себя утрудить не удосужилось.

Но они исправляются. Приказом «О вводе в эксплуатацию выделенных полос для движения маршрутных транспортных средств» №61-02-221/2 от 1 ноября 2012 года в эксплуатацию были введены еще пять полос:

— от Зубовского бульвара до Ленинского проспекта (Остоженка, Комсомольский проспект, проспект Вернадского);

— от улицы Гарибальди до метро «Коньково» (проспект 60-летия Октября, Профсоюзная);

— от МКАД до 1-го микрорайона Щербинки (Варшавское шоссе);

— от 3-го Крутицкого переулка до метро «Коломенская» (Новоспасский пр., Симоновский вал, Велозаводская, улица Сайкина, проспект Андропова, продлив тем самым уже введенную «выделенку» («Коломенская» — МКАД) практически до Садового кольца);

— от Сигнального проезда до МКАД (Алтуфьевское шоссе).

Спустя 15 дней в недрах ведомства г-на Ликсутова родился еще один аналогичный приказ, на этот раз под номером 61-02-236/2, согласно которому 19 ноября в строй ввели еще четыре «полосы»:

— от Вадковского переулка до МКАД (Новослободская, Бутырская, Дмитровское шоссе);

— от Волгоградского проспекта до Проектируемого проезда 5396 (Люблинская улица);

— на Большой Дорогомиловской улице в центр (в будущем полоса пройдет по Кутузовскому проспекту и Можайскому шоссе до МКАД);

— от улицы 1905 года до улицы Крылатская (Звенигородское шоссе, улица Мневники, проспект Маршала Жукова).

На этом введенные в эксплуатацию полосы, в общем-то, и заканчиваются. Таким образом, на сегодняшний день в Москве работают лишь 11 «выделенок». Но штрафуют-то везде. С Ленинградки, Аминьевского и Щелковского шоссе «письма счастья» шлют тоннами, хотя официально эти полосы еще не работают. Мало того, в нормативных актах Правительства Москвы нет ни слова о том, что выделенная полоса на Волоколамке переведена с тестового режима работы на общий, не говоря о том, на каком, собственно, основании ее продлили до метро «Сокол», хотя, судя по опубликованным документам, ее соответствующим образом оборудовали лишь на отрезке от МКАД до станции метро «Тушинская»…

Кстати, о публикациях. Как правильно подметил заваривший эту кашу блогер, приказ, в соответствии с которым «выделенки» вводят в эксплуатацию, по сути, является «нормативно-правовым актом, затрагивающим права и законные интересы неограниченного круга лиц», значит, те должны быть в курсе его появления. Иными словами, он должен быть опубликован, просто потому, что в силу он вступает лишь после опубликования. И на этот случай в Москве опять же есть специальный закон, где указано, что официальной публикацией считается полный текст соответствующего акта, приведенный в официальных изданиях столичной мэрии, а именно журнале «Вестник Мэра и Правительства Москвы» или в газете «Тверская 13» (в том числе и в электронной версии этих изданий), либо таковым считается первое размещение оного на официальном сайте Правительства Москвы. Но ни на одной из этих медийных площадок приказы опубликованы так и не были, единственное место, где их можно найти (да и то не сразу) — сайт уже не раз упомянутого выше Департамента Транспорта и развития дорожно–транспортной инфраструктуры, который в перечне надлежащих для публикации нормативно-правовых документов мест, мягко говоря, не фигурирует. Таким образом, даже уже изданные приказы формально являются не вступившими в свою законную силу.

И это весьма печально. Власти требуют от нас, как от законопослушных граждан, соблюдения определенных законов и правил. Черт с ними, с «выделенками», с тем, что их нарисовали, как попало и где попало, ничуть не заботясь о развитии необходимой инфраструктуры и банально забыв о здравом смысле (выделенная полоса на Звенигородке, к примеру, по-прежнему предназначена для единственного автобуса, который ходит раз в час и которым никто не пользуется). Но власти сами при этом ничуть не заботятся о законности собственных же решений. Фактически, камеры в течение года обкрадывали тысячи, десятки тысяч автомобилистов. Только с начала года комплексы видеофиксации «выписали» 4 миллиона штрафов, и далеко не все эти нарушения были связаны с превышением скорости. Дело ведь тут не в том, что «а не надо было выезжать», а в принципе — в неотвратимости наказания, но наказания ЗАКОННОГО, иначе разруху в головах не победить. И начинать, в данном вопросе, чиновники должны именно с себя, так как в противном случае и без того редких стимулов быть законопослушным у обывателя не останется вовсе.