PR, еще PR!

Что-то с самого начала текущей весенней сессии в Госдуме фракцию ЛДПР прямо-таки прорвало в смысле автомобильной тематики: буквально дня не проходит, чтобы на лентах новостных агентств не мелькнули фамилии ее депутатов.

Так, не успело единогласное большинство депутатского корпуса слаженно «зарубить» предложение «демократов» относительно запуска на выделенные для общественного транспорта полосы легковушек, перевозящих не менее трех пассажиров, как неистовые элдэпээровцы вбрасывают на рассмотрение новую поправку — не менее животрепещущую для всех автовладельцев страны.

На этот раз речь идет о поправках в статью 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» («Закон об ОСАГО»). Депутаты предлагают исключить из нее норму, позволяющую рассчитывать компенсацию ущерба машине с учетом износа деталей.

Ведь именно благодаря этому приему страховщики имеют возможность снижать суммы выплат за повреждение авто в десятки раз. И все законно: вашей машине 10 лет? Значит, она изношена на 90%, извольте получить ваши законные 10% от стоимости ремонта покореженного крыла (или бампера, скажем). Одна загвоздка: ни в одном магазине запчастей не продаются изношенные на 90% кузовные запчасти и детали. Но это, как говорится, «проблемы индейцев», сиречь нас — простых автомобилистов. Хотя полис ОСАГО мы обязаны покупать по полной стоимости, без каких-либо скидок на износ машины!

Страховое лобби ведь не зря в свое время потратило массу сил и средств на проталкивание в законодательство этого восхитительного механизма. Аргументация у них по этому поводу обычно следующая. Ездит себе человек на машине с ржавеньким крылом и однажды попадает в аварию, после которой это самое крыло отправляется в утиль. В этом месте защитник интересов страхового сообщества обычно патетически восклицает: «С какой стати страховая компания должна оплачивать автовладельцу замену его ржавого крыла на новое?!».

Если страховщиков и в самом деле так заботит справедливость, никто не мешает установить такой порядок, когда перед продажей полиса ОСАГО агент осматривает машину и прямо в полисе указывает все обнаруженные дефекты. И в случае аварии компенсация за поврежденные элементы конструкции авто выплачивается с учетом того самого износа.

Или можно организовать компенсацию по ОСАГО по-настоящему справедливо: в принципе исключить деньги из процесса компенсации в случае ДТП. Страховая компания просто направляет клиента с его побитой машиной в техцентр, где ее чинят. И владелец получает ее в прежнем виде. А стоимость ремонта страховщик взыскивает с виновника аварии. В том числе и через суд, если его страховка не покроет затрат на ремонт.

Однако все подобные рассуждения останутся таковыми ровно до тех пор, пока страховое лобби в нашей стране имеет такое влияние, как сейчас. Ведь любой законопроект, касающийся страхования, прежде чем поступить на рассмотрение парламентариев, обязательно должен получить одобрение профильного комитета — Комитета Госдумы по финансовому рынку. Который, как знает каждая уборщица здания на Охотном Ряду, является одним из естественных ареалов обитания страхового лобби страны. Пчелы, как известно, против меда не выступают, а потому ничьи предложения, способные уменьшить толщину слоя икры на бутерброде страхового сообщества, не получат одобрения уважаемых комитетчиков.

Было бы наивным полагать, что представители фракции ЛДПР в Госдуме не осведомлены об этом секрете Полишинеля. А посему их повышенная активность в этом направлении представляется обоснованной лишь в одном случае: если ее цель — не забота об автовладельцах страны, а пошлая попытка саморекламы в их глазах...