«Скорая» для аккумулятора

Нынешняя зима доставила (и еще доставит!) немало хлопот автовладельцам. И одна из проблем, с которой неизбежно сталкиваются многие, — «неожиданная» разрядка аккумулятора в результате резкого похолодания. Хотя морозная атака — не повод покупать новую батарею.

В большинстве случаев полностью восстановить работоспособность старой — не вопрос.

Если, конечно, в хозяйстве имеется современное зарядное устройство. И лучше, если автоматическое. Но тут, наверное, необходимы пояснения. Для тех, кто «забыл», потому что не знал, напомним: любой аккумулятор заряжается от источника постоянного тока, если напряжение источника больше напряжения аккумуляторной батареи. Однако из-за особенностей аккумуляторов их приходится заряжать по особым схемам. При заряде автомобильного аккумулятора с фиксированным значением тока аккумулятор можно зарядить полностью. Однако на завершающей стадии зарядки сильно повысится температура электролита, что уменьшит срок службы аккумулятора. Если аккумулятор заряжать при постоянном значении напряжения, то не возникнет необходимости контроля зарядки, электролит не перегреется и не закипит. Но в этом случае аккумулятор не зарядится полностью из-за большого падения тока в конце зарядки. По этим причинам наиболее продвинутые зарядные устройства используют комбинированную схему зарядки. То есть вначале аккумулятор заряжается при постоянном значении тока, а затем стабилизируется напряжение и начинает спадать ток. Такие устройства и называют автоматическими.

При этом все зарядные устройства подразделяются на два больших класса. Так называемые трансформаторные, работающие без преобразования частоты (большие, тяжелые и дорогие), и более дешевые импульсные (с маленьким и легким трансформатором, работающим на более высоких частотах). К последним относятся и две новинки от немецкого «Bosch».

Обе они — дальнейшее развитие уже известных серий зарядных устройств этой фирмы С3 и С7. Подходят для всех типов аккумуляторных стартерных батарей кислотно-свинцового типа (AGM, гелиевые, с жидким электролитом), которые используются в легковых и малых коммерческих автомобилях, грузовиках, спецтехнике, мототехнике и других транспортных средствах и механизмах. Различий немного, но есть и принципиальные.

Так, зарядное устройство Bosch C3 рекомендовано к использованию при зарядке стартерных аккумуляторных батарей напряжением 6 вольт и емкостью от 1,2 до 14 А/ч и напряжением 12 вольт с емкостью от 1,2 до 120 А/ч. А Bosch C7 подойдет более мощным АКБ — мощностью 12 вольт с емкостью от 14 до 230 А/ч и напряжением 24 вольта с емкостью от 14 до 120 А/ч.

Приборы автоматически выбирают оптимальный режим работы (у С3 их 4, у С7 — 6), что обеспечивает более эффективную зарядку аккумулятора. При этом устройства вооружены системой самоконтроля, предотвращающей повреждение электронных систем автомобиля от резких скачков напряжения. В стандартном режиме устройства достаточно быстро восстановят работоспособность батареи. Скажем, если утром авто не завелось — подключите бошевскую технику и идите пить чай. По возвращении машина заведется.

Импульсная зарядка применяется устройствами для оптимизированной зарядки аккумуляторной батареи при глубоком разряде. С3 автоматически активирует этот режим при напряжении батареи между 7,5 В и 10,5 В. С7 включает его при напряжении батареи между 7,5 В и 10,5 В в режиме 12 V и между 14 В и 21 В в режиме 24 V. Кроме того, С7 восстанавливает нормальный уровень заряда для батарей с избыточным напряжением до 16 вольт.

При этом модель «седьмой» серии умеет поддерживать электропитание бортовой электроники при замене аккумуляторной батареи. И ее можно использовать в качестве резервного источника питания для 12-вольтовых потребителей, например автохолодильника.

При этом весьма актуальна и такая функция устройств, как автоматическая защита от короткого замыкания при неправильном присоединении. Перепутаешь провода — загорится сигнальный светодиод, и зарядное устройство автоматически отключится.

Кстати сказать, цена устройств довольно бюджетная: 2300 рублей в первом случае и 3300 — во втором.