Экзамены по-новому откладываются

Получить водительское удостоверение и сегодня непросто. В целом по России с первого раза экзамены на «права» категории «В» сдает только 49% выпускников автошкол, а на категорию «А» — 41%.. Но ГАИ, борясь с аварийностью, хочет значительно увеличить число провалившихся кандидатов в водители.

Для этого даже был разработан проект приказа, утверждающего административный регламент, согласно которому с 1 февраля 2013 года экзамены должны были приниматься по-новой, более жесткой схеме. Чем не приминули воспользоваться многие автошколы, заманивая клиентов. Они стали «кошмарить» откладывающих обучение граждан страшилками, что с 1 февраля пройти испытания в ГАИ станет практически невозможным.

Хотя, по большому счету, меняется не так уж и много. Скажем, общее число вопросов остается неизменным — ровно 800 (испытуемому надо ответить на 20). Другое дело, что их все надо знать на зубок. Поскольку за каждую ошибку (всего позволено сделать две) вам подкинут по пять новых вопросов. И здесь уже ошибиться нельзя ни разу. Время ответов на основные вопрсы не изменилось — 20 минут. И еще по минуте на каждый дополнительный.

Что касается практического этапа, то на площадке придется демонстрировать не три, а четыре фигуры. Требования к городской езде тоже изменились, но не столь кардинально, как пугают инструкторы автошкол (новые правила приведены в конце статьи).

Из мелочей стоит отметить такую новацию, как запрет инструкторам автошкол принимать участие в экзамене (пока преподаватель вождения сопровождает своего ученика во время сдачи гишных тестов).

Однако с 1 февраля все перечисленные нововведения применяться не будут! Упомянутый выше проект приказа так и останется проектом. Дело в том, что в нем, по мимо прочего, сохранилась норма, позволяющая сдавать экзамен экстерном. Но уже в феврале будут окончательно приняты поправки в Закон РФ «О безопасности дорожного движения», экстернат запрещающие. И чтобы ведомственный приказ не входил в противоречие с федеральным законом его чуть попридержали. Но как только ФЗ примут, приказ немедленно, как сообщил нам источник в МВД, откорректируют и подпишут. Так что с большой долей вероятности можно утверждать, что экзамены на права по-новому начнут принимать с 1 марта (в крайнем случае — с 1 апреля).

Однако решит ли это проблему с аврийностью? Мотив разработчиков документа вполне понятен — усложнением правил сдачи экзаменов они хотят не допустить на дороги не разбирающихся в ПДД людей. Но вряд ли достигнут поставленных целей и задач. Опрошенные нами штатские эксперты, занимающиеся проблемами безопасности дорожного движения, в один голос утверждают, что нет.
По их мнению, даже автомобилист с 30-летним стажем абсолютно безаварийного вождения не вспомнит, если его проэкзаменовать, и десятой части пунктов Правил. При этом он безавариен потому, что в процессе езды пользуется исключительно здравым смыслом. И при любом сомнении в правомерности и безопасности того или иного маневра, просто-напросто отказывается от него. Из ПДД же он помнит только основные и действительно важные пункты, говорящие, например, о приоритете проезда (уступи дорогу, главная дорога, одностороннее движение и т.д.) и дорожных ограничениях (скажем, обгон запрещен).

Кроме того, нельзя забывать, что большинство ДТП происходит всего лишь по четырем причинам: нарушение скоростного режима, несоблюдение дистанции, непредоставление преимущественного проезда, неправильный обгон. Но экзаменационные билеты не позволяют выяснить, насколько адекватно человек представляет себе эти действия в реальной ситуации.

И не случайно, наверное, что в одной из самых моторизованных стран мира — США — ПДД вдвое короче наших и носят при этом больше рекомендательный характер.

Другими словами, ужесточив правила сдачи на «права», гаишники придумали себе лишнюю работу, которая к дорожной безопасности не имеет никакого отношения. Зато, как водится, имеет явную коррупционную подоплеку: чем жестче и сложнее правила, тем дороже стоит услуга по их «левому» обходу.

Так что, как нам кажется, нужно вводить не новые порядки приема экзаменов, а законодательно менять методику обучения в автошколах (и в России существую буквально революционные предложения, гаишниками игнорируемые напрочь), во много раз увеличивая число уроков по практическому вождению и включая в программу серьезный курс психотренинга, например. Да, курсы при этом подорожают и растянутся. Но, может быть, обязательное годовое, а не полуторо-двухмесячное обучение в автошколе с серьезными материальными затратами и заменит предлагаемые полицейскими экзаменационнные реформы».

ТРЕБОВАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЭКЗАМЕНУ

Комплекс испытательных упражнений на категорию «В».

«Площадка».

Общие условия выполнения испытательных заданий

В случае возникновения угрозы безопасности проведения экзамена, экзаменатор обязан остановить его.

Испытательное задание считается не выполненным, если кандидат в водители допустил следующие ошибки: пересек контрольную линию, не пересек линию фиксации (не зафиксировал транспортное средство на линии фиксации); при начале движения на подъеме откатился назад на расстояние более 0,3 м; пересек линию «СТОП» без остановки; использовал дополнительное включение передачи заднего хода, либо превысил установленное время выполнения задания (при использовании автоматизированных технических средств контроля);

Выполнения испытательных заданий, контролируется по проекции габаритов транспортного средства (при измерении ширины учитываются наружные зеркала и другие устройства непрямой обзорности, смонтированные на транспортном средстве).

Важно также отметить, что все четыре упражнения на площадке необходимо выполнить без единой ошибки т.к. второй попытки уже не будет!

№1. Остановка и начало движения на подъеме.

Кандидат в водители должен остановить транспортное средство на участке подъема перед линией «СТОП» не пересекая её проекцией переднего габарита транспортного средства на горизонтальную плоскость, зафиксировать транспортное средство в неподвижном состоянии. После остановки продолжить движение в прямом направлении, не допуская отката транспортного средства назад более чем на 0,3 м, и не пересекая контрольные линии.

№2. Повороты на 90 градусов.

Кандидат в водители должен проехать участок дороги с левым и правым поворотами не пересекая контрольные линии».

№ 3. Разворот и парковка.

Кандидат в водители должен, не пересекая контрольные линии, установить ТС на место парковки задним ходом, а затем выехать в обратном направлении. ТС должно быть установлено на место парковки таким образом, чтобы: (вариант 1) задние колеса ТС находились на линии фиксации выполнения задания или пересекли ее; (вариант 2) ТС по проекции переднего габарита пересекло линию фиксации выполнения задания.

№ 4. Параллельная парковка задним ходом.

Кандидат в водители должен не выезжая за пределы, обозначенные контрольными линиями, установить ТС задним ходом на место парковки так, чтобы: (вариант 1) переднее и заднее правые колеса находились на линии фиксации выполнения задания; (вариант 2) проекция левого габарита ТС пересекла прерывистую линию фиксации выполнения задания.

«Город».

Содержание экзамена.

Второй этап практического экзамена проводится на городском маршруте с различной интенсивностью движения, имеющих две и более полосы для движения в одном направлении, с установленными предупреждающими, запрещающими, предписывающими знаками и знаками особых предписаний, а также участках, на которых имеются регулируемые и нерегулируемые перекрестки.

Экзаменатор вправе проверить знание кандидатом: общих обязанностей водителя; органов управления транспортным средством; правил начала движения, выбора скорости движения, маневрирования, расположения транспортных средств на проезжей части, обгона, встречного разъезда, проезда перекрестков, проезда пешеходных переходов и мест остановок маршрутных транспортных средств, приоритета маршрутных транспортных средств или транспортных средств с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами, преимущества в движении пешеходов или иных участников дорожного движения, остановки и стоянки, пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки; требований сигналов светофора и регулировщика.

При проведении второго этапа практического экзамена кандидатом в водители должны быть выполнены следующие обязательные задания: проезд регулируемого перекрестка (при наличии на территории); проезд нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог; проезд нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог; левые, правые повороты и разворот на перекрестках; перестроение на участке дороги, имеющей две или более полос для движения в одном направлении; обгон, опережение; движение с максимальной разрешенной скоростью; проезд пешеходных переходов и остановок маршрутных ТС; торможение и остановка при движении на различных скоростях.

Последовательность выполнения заданий при проведении экзамена определяется экзаменатором.

Организация проведения экзамена.

Форма проведения экзамена – индивидуальная. При проведении экзамена в транспортном средстве находятся кандидат в водители и экзаменатор. Продолжительность экзамена – не менее 20 минут. Хронометраж осуществляется с момента команды экзаменатора о начале движения. Экзамен должен быть прекращен досрочно при получении кандидатом в водители оценки «Не сдал».

Порядок проведения экзамена.

По команде экзаменатора кандидат в водители занимает место водителя в транспортном средстве, подготавливается к движению и осуществляет движение, выполняя задания экзаменатора.
При проведении экзамена экзаменатор дает задания кандидату в водители заблаговременно, предоставив возможность оценить обстановку и принять решение, четко и понятно произнося слова; контролирует правильность выполнения заданий, безопасность выполнения маневров для других участников движения; фиксирует допущенные ошибки (в виде штрафных баллов) в экзаменационном листе, либо с помощью технических средств.

Экзаменатору запрещается провоцировать кандидата в водители к каким-либо действиям в нарушение требований Правил дорожного движения, курить в транспортном средстве, включать радио и другую звуковоспроизводящую аппаратуру, пользоваться мобильным телефоном.
Для предотвращения дорожно-транспортного происшествия экзаменатор, собственник (представитель собственника) обязан незамедлительно вмешаться в процесс управления транспортным средством.

Система оценки.

Оценка «Сдал» выставляется, если кандидат в водители в ходе экзамена не допустил ошибок или сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составила менее 25 баллов. Оценка «Не сдал» выставляется, если сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составила 25 баллов и более.

Штрафные баллы начисляются за совершение грубых, средних или мелких ошибок. Грубыми ошибками считаются действия кандидата в водители, создающие угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия. За грубую ошибку начисляется 25 баллов. Средними ошибками считаются действия кандидата в водители, которые потенциально опасны и могут вынудить других участников дорожного движения принять меры к обеспечению собственной безопасности. За среднюю ошибку начисляется 10 баллов. Мелкими ошибками считаются действия кандидата в водители, не соответствующие требованиям Правил, но не влияющих не безопасность дорожного движения. За мелкую ошибку начисляется 4 балла.

Контрольная таблица штрафных баллов второго этапа практического экзамена.
Типичные ошибки
(пункты Правил дорожного движения)
Мелкие ошибки – 4 балла;
Средние ошибки – 10 баллов;
Грубые ошибки – 25 баллов.
 
Количество
штрафных баллов
Начало движения 
Не подготовился к началу движения (не пристегнул ремень безопасности) (п.2.1.2)4
Не подал сигнал световыми указателями поворота перед началом движения (п. 8.1)10
Не прекратил подачу сигнала световым указателем поворота по окончании маневра (п.8.2)4
Не убедился в безопасности выполнения маневра (не посмотрел в зеркало заднего вида, не повернул голову в сторону выполнения маневра)10
Начиная движение, не пропустил (создал помеху) ТС, имеющему преимущество (п.п. 8.3, 8.4)25
Маневрирование 
Не подал сигнал световыми указателями поворота перед маневром (п. 8.1)10
Не заблаговременно подал сигнал световыми указателями поворота перед выполнением маневра, не прекратил подачу сигнала световым указателем поворота по окончании маневра (п.8.2)4
Не убедился в безопасности выполнения маневра (не посмотрел в зеркало заднего вида, не повернул голову в сторону выполнения маневра)10
Перед поворотом (разворотом) заблаговременно не занял соответствующее крайнее положение на проезжей части (п.п. 8.5, 8.10)10
Развернулся в месте, где разворот запрещен (8.11)10
Двигался задним ходом в местах, где такое движение небезопасно, создает помехи для движения или запрещено (8.12)25
При совершении перестроения, повоpота или разворота не пропустил (создал помеху) ТС или пешеходам, имеющим преимущество (п.п. 8.3, 8.4, 8.8, 8.9)25
Расположение ТС на проезжей части, соблюдение требований дорожной разметки и знаков 
Проследовал в направлении, не разрешенном разметкой 1.18 или знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, определяющим движение по полосам (п. 9.1)25
Следовал в крайней левой полосе на дороге, которая имеет три (и более) полосы при двух (и более) свободны полосах справа (п. 9.4)10
Выехал на разделительную полосу, обочину, тротуар, пешеходную дорожку (п. 9.9)25
Не соблюдал дистанцию и боковой интервал, обеспечивающие безопасность движения (9.10)10
Пересек дорожную разметку 1.1, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений25
Пересек дорожную разметку 1.1, обозначающую границы полос движения в опасных местах на дорогах10
Выехал за границы проезжей части, на которые въезд запрещен, обозначенные дорожной разметкой 1.14
Пересек (выехал за пределы) линии дорожной разметки 1.5 — 1.8, не имея намерения перестроиться в другую полосу4
Проследовал в направлении, не разрешенном предписывающими дорожными знаками 4.1.1 — 4.325
Проследовал в направлении, запрещенном дорожными знаками 3.1 — 3.4, 3.7, 3.12, 3.14, которые вводят или отменяют определенные ограничения движения25
Сигналы регулирования, проезд перекрестков 
Не остановился на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика (п. 6.13)25
При остановке на запрещающий сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика пересек стоп-линию, обозначенную дорожными знаками или разметкой проезжей части (п.6.13)10
При включении разрешающего сигнала светофора начал движение, не уступив дорогу ТС, завершающему движение через перекресток и (или) пешеходу, не закончившему переход проезжей части данного направления (п. 13.8)25
Остановившись на перекрестке перед пересекаемой проезжей частью (при отсутствии стоп-линии или знака 6.16) создал помехи пешеходам (п. 6.13)4
Выехал на перекресток (пешеходный переход) при образовавшемся заторе, создав помеху для движения ТС и пешеходов (п.п. 13.2, 14.4)10
При совершении поворота направо оказался не в крайней правой полосе (п. 8.6), если имел такую возможность10
При проезде нерегулируемого перекрестка не уступил дорогу (создал помеху) ТС, имеющим преимущество25
Не соблюдал очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей, установленную знаками приоритета 2.1 – 2.525
Въехав на перекресток при разрешающем сигнале светофора, не выехал в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка (п.13.7)4
При выезде с пересечения проезжих частей направо не учитывал возможность движения ближе к правому краю проезжей части (п.8.6)10
При выезде с пересечения проезжих частей при повороте (развороте) оказался на стороне встречного движения (п.8.6)25
Скорость движения 
Создавал помехи для движения другим ТС средствам, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью, резко затормозил тогда, когда это не требовалось дляпредотвращения дорожно-транспортного происшествия (п. 10.5)4
Превысил установленную скорость движения транспортного средства на величину не менее 10 км/ч, но не более 20 км/ч (п.10.1)10
Превысил установленную скорость движения транспортного средства на величину более 20 км/ч (п.10.1)25
Остановка и стоянка (п.п. 12.1 — 12.8) 
Совершил остановку в местах, где она запрещена (п.12.4), а также в зоне действия знака 3.27 или дорожной разметки 1.410
Поставил ТС на стоянку в местах, где она запрещена (п.12.5), а также в зоне действия дорожных знаков 3.28 – 3.30 или дорожной разметки 1.1010
Поставил ТС под углом к краю проезжей части, за исключением тех мест, конфигурация (местное уширение проезжей части) которых допускает иное расположение ТС (п. 12.2)10
Поставил ТС с заездом на край тротуара в месте, где стоянка данным способом не разрешена (п. 12.2)10
Открыл дверь транспортного средства, создав помеху другим участникам движения, или покинул ТС, не убедившись в том, что самопроизвольное движение ТС исключено (п.п. 12.7,12.8)25
Проезд пешеходных переходов и остановок маршрутных ТС, приоритет маршрутных ТС 
Не остановился (не снизил скорость) пред нерегулируемым пешеходным переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода (п. 14.1)25
Продолжил движение без остановки не убедившись в том, что перед остановившимся (замедлившим движение) перед пешеходным переходом ТС нет пешеходов (п. 14.2)25
Двигался по специально выделенной полосе для движения маршрутных ТС (п. 18.2)10
Не уступил дорогу троллейбусу или автобусу, начавшему движение от обозначенного места остановки (п.18.3)10
Нарушение правил движения через железнодорожные пути (15.1 — 15.5) 
В случае, когда движение через переезд запрещено, пресек стоп — линию, не остановился в установленном ПДД месте, выехал на переезд в случае, когда такой выезд запрещен(п. 15.3)25
Обгон, опережение, встречный разъезд 
Перед началом обгона не убедился в безопасности его выполнения (не посмотрел в зеркало заднего вида, не повернул голову в сторону выполнения маневра) (п.11.1)25
Выполнял обгон, в случаях когда это запрещено, или в местах где это запрещено (п. 11.3, 11.5)25
Не уступил дорогу ТС, имеющему преимущество при встречном разъезде (п. 11.7)25
Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией 
Не включил внешние световые приборы в предусмотренных ПДД случаях (п.п. 19.1 — 19.3, 19.5)4
Нарушил правила применения звукового сигнала (п. 19.10)4
Не включил аварийную сигнализацию в предусмотренных ПДД случаях (п. 7.1)4
Неудовлетворительные навыки управления ТС 
Не обеспечивал плавность движения: Допускал резкое ускорение с резким торможением, торможение с блокировкой колес или с заносом, несвоевременно включал повышенную (пониженную) передачу, производил иные резкие маневры, повороты (развороты) с заносом, допускал остановку двигателя при начале движения или переключении передач.4