ОСАГО подорожает со дня на день

Ну вот и случилось. Правительство страны, уступив по традиции мощному страховому лобби, внесло в Госдуму поправки к ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» и «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Открывайте ваши кошельки…

Поправки эти будут использованы страховым сообществом для необоснованного увеличения страховых тарифов по ОСАГО. Хотя внешне все выглядит вполне пристойно. Правительство предлагает увеличить сумму выплат потерпевшему до 500 000 рублей в части возмещения вреда жизни и здоровью, до 400 000 — за пострадавшее в ДТП «железо». Но одновременно увеличить и стоимость полиса. На четверть.

То есть на первый взгляд очередное посягательство на наши с вами кошельки обоснованно. Если бы не портящий все дело нюансик.

Уже сегодня, утверждает «Федерация автовладельцев России» (ФАР), действующие страховые тарифы завышены более чем на 25%, а средняя выплата по ОСАГО не превышает 30 000 рублей. В итоге страховщики зарабатывают на нашей беде сумасшедшие деньги, цинично заявляя при этом об убыточности данного вида страхования. На самом же деле, только согласно официальным статистическим данным «Федеральной службы страхового надзора» (ФССН), сумма страховой премии, собранной страховым сообществом страны с 2004 по 2010 год, составила 489,7 млрд. рублей, а сумма страховых выплат — лишь 268,6 млрд. Согласно тем же данным, доля выплат за этот период составила менее 55% страховой премии, а разность 80% страховой премии и выплат по ОСАГО — 123,1 млрд. рублей. Эта сумма и составляет избыточно собранную с автовладельцев страховую премию, что соответствует завышению стоимости полиса в среднем на 25,1%.

Соответствующие данные за отдельно взятый 2011 год подтверждают столь печальную для бюджета моторизованных россиян тенденцию. Этими нехитрыми, но наглядно демонстрирующими сверхжадность страховщиков раскладами ФАР поделилась с депутатами Госдумы РФ. Но будьте уверены — народные избранники этой арифметики не заметят. И в итоге мы станем переплачивать за «автогражданку» уже 50%.

К тому же большинству автовладельцев обещанное повышение суммы выплат за «железо» вообще не грозит, ведь с учетом исключения из страховой выплаты по ОСАГО величины утраты товарной стоимости поврежденного имущества и износа подлежащих замене комплектующих (до 80% стоимости), что предусмотрено тем же законопроектом, получить компенсацию в 400 000 рублей смогут только владельцы дорогих машин стоимостью от 1 500 000 рублей и выше. То есть те, кто, как правило, страхуется по КАСКО.

И большинство независимых экспертов сходятся во мнении, что, во-первых, стоимость полиса ОСАГО надо заморозить как минимум до 2015 года (а затем, если ее и менять, то только после обязательной общественной экспертизы). Во-вторых, утрата товарной стоимости поврежденного имущества должна быть включена в страховые выплаты. В-третьих, доля страховых выплат потерпевшим должна составлять не менее 80% собранных страховщиками премий. И наконец, самое кардинальное предложение, стопроцентно оправдывающее повышение цены полиса ОСАГО. Потерпевший, как и в случае страховки по КАСКО, должен иметь возможность получать направление на ремонт в автосервис и не заморачиваться с получением смехотворных сумм на самостоятельный ремонт. Впрочем, что-то мы размечтались…