КамАЗ работает на урну

В поисках стратегических направлений, летом прошлого года Минпромторг учинил внезапный конкурс, замахнувшись на несуществующие технологии и предложило всем желающим изобрести электромобиль, полноприводный грузовик с гибридным мотором и автобус на газу. Времени всего два года. Денег – полмиллиона рублей (вот это размах для передовых технологий!) призовых.

Выдержав достойную паузу, о желании встрять в затею объявил КамАЗ. Он как раз искал чем бы ему заняться и рисовал себе стратегию на будущее. Но министерское пожелание успеть к 2014 году завод проигнорировал и выдумывать непрофильный для себя легковой автомобиль на батарейках намерен до 2020 года, как и остальную технику, добавив в техзадание немного увлекательной отсебятины, как, например, грузовик-робот, ездящий по своим делам без участия человека. Все вместе взятое называется «Новой концепцией КамАЗа «Проект двадцатого года». Ценное в «Двадцатом году» — грузовик-робот. Это наш ответ Пентагону, с 2005 года проводящего испытания подобных автомобилей в рамках затеи «Darpa Grand Challenge». Не менее правильное направление стратеги КамАЗа увидели и в создании газового автобуса. Это уже не ради конкурса Минпромторга, но для пользы страны, поскольку с нашими запасами газа ездить на бензине и солярке нелогично.

А вот электромобиль… Возможно, в Набережных Челнах нет интернета и весь мир выглядит в интерпретации первого канала ТВ, вращаясь вокруг нашей страны, вежливо замирая в нужных местах в ожидании, когда же мы поймем очевидное, узнаем о существующем и постигнем важное… Пока КамАЗ додумается до электромобиля, о нем уже забудут. Даже гибрид свое уже отыграл, оставшись модной игрушкой вчерашнего дня и не предупредив об этом стратегов Минпромторга. А электромобиль сверкал перспективой чуть больше 100 лет тому назад, на рубеже XIX и ХХ века. Потом к нему возвращались не раз, но всерьез не заигрывались. Среди профессионалов изобретательство электромобиля служит индикатором уровня стратегического мастерства. Его изобретают те, кто не видит перспектив, не понимает куда двигаться дальше и где искать будущее. Все серьезные концерны знают верный путь – будущее за водородом. Остальные доигрывают сценарий столетней давности, иногда даже успешно, с проблесками профессионализма, инженерного изящества и явного таланта. Но теперь даже «Nissan», доведший до серии самобеглую кофемолку Leaf, и тот бросился к «Daimler», желая сообразить на троих водородный автомобиль. Третий с ними - стратегически безупречный «Ford», в свое время вдоволь наигравшийся в одиночку в машины будущего (Ford Nucleon Concept).. Но «Daimler», с огромным опозданием бросивший пустую затею с машинами на батарейках, даже в альянсе,еще не скоро догонит лидера водородных технологий BMW.

Встревая в пустую затею, декларируя свою стратегическую ошибку и заготовив 60 миллиардов рублей, КамАЗ сообщает, что «сегодня развитие электромобилей сдерживает стоимость аккумуляторных систем, однако ожидается, что в течение ближайших лет вопросы рентабельности будут решены». Не будут. Тема закрыта. Вы опоздали.