6980

Исторические недостоверности

Mitsubishi L200 в рейде «Волок. Выходные»
Принято считать, будто князь Олег Рязанский – предатель. Якобы он в союзе с Ягайло перешел на сторону Мамая. По этому недостоверному поводу даже есть глава в учебнике истории.
Поделиться
Изображение Исторические недостоверности

А роль Олега сводилась к тому, чтобы встать заслоном против Ягайло и не допустить его участия в решающей битве. Но те, кто привычно полагает рязанского князя предателем, в числе прочего непременно ссылаются на построенный им в 1390 году Солотчинский монастырь Рождества Богородицы. Дескать, грехи перед Русью замаливал… Ну, грехов-то у любого руководителя хватит даже больше, чем на монастырь…

Село Солотча, где и поныне стоит храмовое сооружение, воздвигнутое велением князя Олега, стало пригородом современной Рязани. Кроме монастыря прямо напротив красуется вокзал, к которому нет железной дороги. Была когда-то, да за ненадобностью разобрана. А вокзал стал обычным домом… Зато с каким облегчением вздохнули соседи. Ведь крайне редко выпадает такая удача, когда селишься с видом на рельсы и круглосуточным сопровождением стального перестука, но с годами переселяют не тебя, а дорогу…

На маршруте очередного рейда «Волок. Выходные» Рязань – река Пра – Гусь-Хрустальный поселение Солотча стало последним очагом солнечной и выдержанной временем цивилизации. Дальше предстояли леса, пробитые грузовиками колеи и пара бродов… И хотя караван двинулся открывать Россию заново точно по легенде, пара дней с момента ее написания прошли в неустойчивом состоянии природы и температуры и на машину оргкомитета легла задача спешно разведать запасной выход из леса, поскольку несложная трасса тревожила непредсказуемым состоянием льда и был уверенный шанс, что форсирование водных преград увеличит хронометраж всей затеи. Чтоб не ночевать в лесу, хорошо бы подстраховаться… В спешную разведку отправилось две машины - командирская Toyota Land Cruiser 79 и Mitsubishi L200 моральной поддержки. Снег глубокий, но немного скованный низким градусом. Стерильность мира и лесов – хирургическая. Стиральная доска редких троп – стоматологическая: зубы стучат на последствиях местных лесовозов. Ехать по этим отпечаткам грузового протектора во льду сложно, но хоть какое-то твердое покрытие. На внезапной сельской дорожке удивил экипаж ГАИ. Инспектор останавливал редкие в этом лесу автомобили и предупреждал: «Впереди лед, осторожней!» и с тем отпускал… В Москве уже как-то забылось, что обязанность полиции и ГАИ – предупреждать правонарушения, а на рязанщине еще помнят…

А вокруг опять лес и еще немного укатанного грузовиками грейдера. И вдруг добротный поселок из кирпичных двухэтажных домов однотипной застройки, а за ним какая-то страшная дымовуха. Просто жуть мохнатая. И валит все это из трубы, даже двух, но почему-то цвет странный. Дым зеленоватый и невиданной плотности. Торфо-брикетный завод! А в воздух вылетает не дым, а торф в мелкодисперсном состоянии мучительной пыли. Все вокруг выглядит так, будто на лес выбили фильтр из пылесоса. Машины и мир тускнеют, небо исчезает, звон легкой чистоты леса мрачнеет горькими красками производства и хочется срочно уехать и не видеть этот важный людям и краю технологический процесс образца позапрошлого века. Еще одна историческая недостоверность в точке пересечения времен…

А вот теперь начинается настоящий лес. Впереди лишь угадывается давний след снегохода. Головным встает лифтованный Land Cruiser, вооруженный редкой в нашем мире механической лебедкой, шоссейный L200 идет по следу (дорожный просвет 215 мм). Его выручает знаменитая система полного привода Super Select с принудительной механической блокировкой заднего дифференциала. Когда из трех дифференциалов заблокированы два, жить в лесу заметно проще. L200 бьется с Россией до последнего, но в итоге все же повисает на мостах… Рывковым тросом Land Cruiser выдергивает его, как морковку… Но потом в промоине тонут оба, что немного гасит сияние звезды Toyota, но невероятно поднимает котировки Mitsubishi… Land Cruiser выбирается за счет своей заводской лебедки, нежно принайтовавшись к елке, а потом опять играет с L200 в сбор корнеплодов.

В результате усилий двух японских внедорожников в стране становится на одну проезжую тропу больше. Рязанский край получает приемлемый зимник, ведущий к берегу реки Пры. Это та самая Пра, название которой дало русскому языку грандиозный лингвистический паст понятий на тему «прёт – не прёт»… Историческая достоверность.

За это время основной караван рейда «Волок. Выходные» из 15 специально подготовленных автомобилей успел взбодрить рыбаков над лунками р. Пры и одолеть коварство льда, замочившись, но выбравшись на другой берег без потерь. Рыбаки подивились увиденному, задумались, а потом выделили из своих рядов делегата с предложением оставить суету и раздавить по 200 грамм (летальный исход!) чистого спирта из надлежащей канистры: «Вы зря так убиваетесь, хлопните по стакану и сразу отпустит!» Отказ от выпивки вызвал всеобщую окаменелость лиц в такой степени твердости, что когда с противоположного берега появился разведотряд, рыбаки все еще истуканили в полный рост, выражая сохранность изумления.

Но если на льду Пры удача всем тематически улыбнулась, то есть все пёрло, то сопредельный ручеек отплатил коварством. На нем не пёрло никому. Каждый экипаж брал брод с лебедкой, за исключением пикапа Nissan Navara, у которого в воде обрубило ток. Как раз по этому поводу Евгений Леонов в «Джентельменах удачи» сказал: «Кина не будет. Электричество кончилось». Пикап уперся передним бампером в берег, сзади к нему подкрался разбросанный испугом и колесами лед и машину насмерть расклинило между берегами. Доставали ее, вывешивая на березе двумя контр-лебедками японских внедорожников, подбадривая за бампер профессиональным домкратом джиперов Hi-Lift Jack. Кто видел такую картину, перестает удивляться и на время теряет интерес к жизни… Попытка затащить пикап на дерево вывела рыбаков из каменного века и подогнала любопытством поближе, но взамен отняла речь. Они молча тыкали пальцами, смотрели на березу, разводили руками, но не произносили не слова. Самые потерянные угрюмо пили спирт…


Navara доставали больше часа. Неторопливо, греясь чаем и сплоченно оказывая поддержку делом и словом. Женщины фотографировались на фоне мероприятия, дети пытались доиграть в Playstation, но потом все же отложили бытовую электронику и сосредоточились на вылавливании пикапа.

Поскольку в караване появился замороженный утопленник, тут и пригодился запасной выход из леса. Лишенный руля, тормозов и света аппарат подцепили к разведывательно-спасательному Land Cruiser и все ровным строем отправились на Большую землю. По тропам, колеям и голому льду… Это особый труд, ехать на веревке по катку. Как и тянуть за собой плохо управляемый кирпич… Рядом на «липучках» (кто придумал это неискреннее название?) пританцовывал L200. Примечательно, что как бы судьба ни нагружала его трансмиссию, но расход топлива (двигатель 2,5 DID 136л.с.) автомобиль упорно демонстрировал расход топлива в 9,6 л/100 км. В том числе и в режиме жестокостей русских лесов, полного привода, пониженного ряда и обеих включенных блокировок! Одного бака (70 л) хватило на все события долгого дня и общий пробег в 600 км. Кто еще готов изумить подобной экономичностью?