Nissan Almera: Logan? Нет, не слышал

Бюджетные машины у нас принято обожать. До посинения, до дрожи в руках и коленках. Причем дважды: первый раз, когда их забирают из салона, второй раз — когда считают, в какую все-таки сумму обошелся этот обычно кредитный автомобиль.

А все потому, что бюджетные машины у нас уже давно не такие уж и бюджетные. Polo, Rio, Solaris… Меньше чем за полмиллиона их уже не купить, причем за эти деньги вам поставят базовый автомобиль, где из опций будет лишь «автомат». Хотите больше? Продолжайте платить. А «дальше» — это ценник под 600 000 рублей, что в переводе на американские деньги составляет около $20 000. В загнивающих Штатах за эти деньги принято покупать неплохо упакованный и, что немаловажно, современный седан C-класса, у нас же вам в лучшем случае предложат полукитайский B+, у которого есть магнитола, а ручки дверей и зеркала покрашены в цвет кузова. Проблема лишь в том, что зарабатываем мы немного меньше, чем те, кто живет в Северной Америке…

В этом принято винить политику, инфляцию, зависимость предложения от спроса — да хоть черта лысого… А также кучу рыночных и не очень рыночных законов, хотя большинство из нас понятия не имеют, как все это работает и работает ли вообще. Зато ребята из маркетинговых отделов компаний в хороших и очень недешевых порой костюмах вовсю стараются показать аудитории, какие они хорошие, и убедить ее в том, что автомобильные бренды чуть ли не в убыток себе работают. А все для того, чтобы россиянам было из чего выбрать и на чем добраться из города до дачи. Причем в этой среде как-то не принято вспоминать, что цены на машины растут два раза в год, а зарплата вслед за инфляцией у большинства населения страны почему-то не индексируется. Их куда больше интересует то, что всплески покупательской активности в последние месяцы связаны больше со стимулирующими кампаниями и распродажами, а реальная динамика продаж встала не в декабре, а тремя месяцами раньше.

И вот на этом фоне мы получаем новый Nissan Almera — продукт во всех смыслах знаковый. Во-первых, потому, что это первый иностранный автомобиль, «прописавшийся» в Тольятти, но избежавший чести носить ладью на решетке радиатора. А во-вторых, потому, что в перспективе этот автомобиль рискует стать самым востребованным в сегменте.

Последнее утверждение, кстати, отнюдь не голословно и не навязано автору этих строк представителями марки во время официальной презентации. Напротив, они в своих оценках крайне осторожны, о чем, в частности, свидетельствуют даже запланированные объемы производства — 60 тысяч в год, то есть собирать этих машин будут в полтора раза меньше, чем собирают Hyundai Solaris. Но у «Nissan» есть как минимум одно серьезное преимущество.

Не стоит думать, что Almera, которая появится у дилеров уже в марте, достанется страждущим даром. Отнюдь — «Nissan» не антагонист, а полноценный участник рынка, так что этот автомобиль переоценен не меньше, чем любой другой седан вышеназванного сегмента. А может быть, и больше, поскольку как минимум половина этой машины сделана из… Renault Logan. Однако по совокупности качеств Almera способна элементарно уделать и «корейцев», и Polo Sedan, и, позволим себе слегка попророчествовать, пока еще грядущий Skoda Rapid.

Экстерьер у новинки, мягко выражаясь, так себе: внешность а-ля Teana более-менее хороша только спереди, сзади же авто смотрится так же тяжело, как Peugeot 408. Иными словами, не раз упомянутый тут Solaris, не говоря уже о соплатформенном ему Rio, выглядит куда интереснее, и оглядываться вслед этой машине уж точно не будут. С другой стороны, основным рынком для новинки должны стать «не столичные» регионы, где клиенты шедеврами автомобильного дизайна, как правило, не избалованы. На них, если судить по цифрам, обнародованным во время презентации, придется порядка 70% спроса. Средний возраст покупателей при этом болтается где-то в районе сорока лет, и для подавляющего большинства из них этот Nissan должен стать либо заменой машине отечественной разработки, либо первой новой иномаркой, либо вообще первым автомобилем в жизни. А таким клиентам прогрессивный дизайн по большому счету неинтересен.

Полагаю, что совершенно фиолетово им будет и то, что салон Almera — плоть от плоти известного лоукоста «Renault». Панель приборов, воздуховоды, центральная консоль с обратным наклоном, те же 8-образные клавиши управления стеклоподъемниками на ней и торчащий практически из пола селектор КП… Даже сиденья, по-моему, взяты именно оттуда, хотя японцы утверждают, что в таком виде они больше нигде не применяются. Зато в «японке» есть своя «навигация» (та же, что ставится на Note) с Bluetooth, Hands Free и USB. Ценник — 565 000 рублей. Плюс «автомат». И это — самая дорогая версия.

Но если вы и после этого считаете, что поменять Logan на Almera — все равно что жениться на своей бывшей, вы с большой долей вероятности сильно ошибаетесь, поскольку мы говорим еще и о самом большом автомобиле в классе.

И длина кузова тут ни при чем. Садясь за руль, тут вы точно можете быть уверены, что сзади поместятся два взрослых человека. А может, и три. Во всяком случае, автор этих строк при своих двух метрах легко уселся сам за собой, чего, к слову, не получилось сделать не только в Rio или Solaris, но и в Polo, несмотря на то что последний, судя по выкладкам «Nissan», в запасе пространства, предназначенного для ног задних пассажиров, новинке почти не уступает.

При этом передние седоки стесненными тоже не окажутся. Я не назвал бы посадку оптимальной или фантастически комфортной, но она, так скажем, на уровне. Не лучше, но и не хуже, чем у других. Эргономика, да, «логановская», что значит достаточно специфическая, но три часа пути в таком окружении вашего корреспондента не сломали. Единственная вещь, которую японцам стоит срочно исправить, — задний диван. Точнее, его спинка. Она не складывается (очередное доказательство того, что салон для этого авто позаимствовали-таки у Renault). То есть 500-литровый багажник увеличить нечем. Он, конечно, и так вполне вместительный (и, надо признать, достаточно удобный), но, учитывая, что у всех конкурентов второй ряд трансформируется, это больше похоже на серьезный промах, способный в конечном счете повлиять даже на спрос.

И если бы его не было, я бы назвал этот автомобиль лучшим предложением в классе, так как помимо вместительности и практичности Almera обладает еще и поразительно сбалансированным ходом.

Под капотом — 102-сильный бензиновый агрегат от того же Logan, в паре с которым работает либо 5-скоростная «ручка», либо 4-диапазонный «автомат». Последний, кстати, снабжен функцией ручного переключения, и, выбирая между трансмиссиями, я бы посоветовал именно его. В работе МКП никаких откровений нет: типично французская (легковесная и не очень информативная) педаль сцепления, сравнительно небольшие ходы рычага, но довольно посредственный по четкости механизм… Все это «болячки», известные как по Logan, так и по Duster. Вот АКП, напротив, понравилась, что довольно неожиданно. Она на удивление хорошо подходит этому мотору, так что процесс переключения тут куда мягче, чем в KIA или Hyundai. Динамика, да, не впечатляет, но столь же не впечатляюща она и в версии с «механикой», а тут хотя бы комфорт присутствует. Плюс вожделенные «две педали», ставшие в последнее время одной из наиболее востребованных опций в сегменте. Кроме того, работа этого агрегата, по ощущениям, куда эффективнее, чем работа подобной трансмиссии на Peugeot 408.

Кстати, коль уж речь зашла о Peugeot… Над подвеской японцы поработали не хуже, чем их французские коллеги. На скоростях от 0 до 120 км/ч Almera абсолютно комфортна. Причем на любых дорогах, плохих, очень плохих, хороших — неважно. Важно то, что рабочий ход подвесок тут едва ли не больше, чем у Duster, в итоге мы имеем поразительную для такой машины энергоемкость и способность «проглатывать» страшные на вид выбоины в асфальте, не транслируя при этом колебания на кузов. После 120 км/ч ситуация слегка меняется, но это не проблема машины, но проблема страны, так как «упругий зад» начинает подпрыгивать на «волнах». Это не страшно, тем более что соответствующих шумов подвески при этом не издают, но тех, кто будет сидеть во втором ряду, укачает довольно быстро (автору этих строк, отличающемуся довольно приличным вестибулярным запасом, хватило 60 километров).

Притом на ровном асфальте Almera более чем предсказуема. Крены присутствуют, но машину не носит по колее, не качает, и она не прыгает с одной стороны полосы на другую. Это касается всего диапазона доступных скоростей, вплоть до максимальных. Другое дело, что в таком случае машина теряет одно из ключевых достоинств — динамический комфорт.

Что не понравилось — руль. Управляется Nissan очень неплохо, он вполне послушен, но «каучуковая» обратная связь на скорости — не лучший помощник, а усилие на «баранке» именно резиновое: такое ощущение, что колонка соединена со стойками гимнастическими жгутами, которые, наматываясь на вал, и обеспечивают «баранке» эту «обратную» тягу.

Впрочем, нормального, честного руля нет ни у одной машины в сегменте. Стоит ли пенять бюджетным машинам, коли в эпоху электроусилителей «резиной» стали отдавать даже рули BMW. Это уже данность, с которой можно лишь смириться. И в данном случае это не минус. Almera — автомобиль неидеальный, но при этом стопроцентно попадающий в целевую аудиторию: большой, комфортный, недорогой и при этом нормально «упакованный» (по меркам класса). На нашем рынке такие авто пока не проваливались…

Технические характеристики:

Nissan Almera

Длина (мм) 4656

Ширина (мм) 1695

Высота (мм) 1522

Колесная база (мм) 2700

Дорожный просвет (мм) 160

Масса (кг) 1198

Объем багажника (л) 500

Раб. объем двигателя (см3) 1598

Макс. мощность (л.с.) 102 при 5750 об/мин

Макс. крутящий момент (Нм) 145 при 3750 об/мин

Макс. скорость (км/ч) 185

Разгон 0–100 км/ч (с) 10,9

Ср. расход топлива (л/100км) 7,2

Цена (руб.) от 429 000