Полный «Пелец»!

К русскому бездорожью заграница не готова и относится с большим подозрением. Всерьез хлебнув нашей действительности в 1941-45 годах, иностранцы постигли истину: Россия покоряется только нашей технике. А красивые игрушки 4х4 - это для ОАЭ и заказов от военных, готовых к войне с кем и где угодно, но ни в коем случае не в России и не с русскими.

На выставке «Вездеход»  наши в теме бездорожья перешли от выживания к созиданию. Оказывается, серьезные машины для необъятных просторов и неухоженных окраин строят и на заводах, и в частных КБ, и в ИП, и даже один на один с существующей промышленностью.

Частный конструктор Константин Говоров из Москвы построил гусеничный транспортер-амфибию БТ-3 с изменяемым клиренсом (150 – 540 мм), парой водометов (по 150 л.с.) и герметичным корпусом с самоотливным кокпитом. По суше его изделие гоняет со скоростью в 75 км/ч, по водной глади скользит на 18 км/ч, развивая упрямство с усилием в 700 кг (упор на швартовых), т.е. обозначая потенциал не только перевозить на себе что-нибудь полезное, но и тянуть что-нибудь нужное. Константин Говоров строит свои машины для обозначения потенциала, отработки конструкции и продажи идей в готовом и наглядном виде. Заказчики есть. Новые идеи для реализации – тем более. Примечательно, что машина БТ-3 не самоделка, а опытный образец отменного технического исполнения.

Вы когда-нибудь видели «Пелец»? А слышали? А знаете, что это такое? Это марка снегоболотоходов из Череповца конструкции Владимира Пелецкого. В отличие от грандиозного БТ-3 Говорова, семейство Пелецкого обладает скромностью облика, изяществом размеров и легкостью существования. Все «Пелецы» имеют герметичный несущий стальной корпус и умеют ездить и плавать, рекламно обещая пассажиром живучесть на воде без принудительной откачки. Не смотря на легкомысленность надстроек (мягкий тент), изделия этой семьи весьма серьезные и созданы на очень высоком производственном уровне. Сразу видна заводская работа и никакой мелкосерийности. На площадке перед выставочным павильоном «Пелец» стремительно носился на своих обрезиненных гусеницах по асфальту, разогнав по углам тестовую технику официальных дилеров автомобильных фирм. Toyota и VW застенчиво стеснялись и не претендовали на площадку. При снаряженной массе в 480 кг с мотоциклетным мотором в 56 л.с. «Пелец» азартно поднимал настроение и вихрь снежинок.

А мужики из Раменского взялись за УАЗ «Буханку» и сделали из него машину с «ломающейся» в одной плоскости рамой. Исчерпав хода рессорной подвески, они «болгаркой» разрезали раму, от души наварили уголков и поставили мощную гидравлику, добавив подвеске артикуляции и невиданно сместив в сторону бесконечности угол скрещивания осей. Машину делали для себя, чтоб беспокойство разума и крепость рук пустить не на праздность, а на дело. Название машине придумали сходу «Суперголовастик». Главный конструктор Серега занемог по случаю выходного-праздничного 23 февраля и остался дома. Мужики лишь отмахивались от технических подробностей, раздавали рукотворные визитные карточки и апеллировали к главному конструктору, обещая от него массу подробностей по телефону. Кроме «Суперголовастика», из UAZ Hanter построен «Козырный бобик» более скромных возможностей и минивенище Ford Econoline на самостийном гусеничном ходу с возможностью быстрого возврата колес...

Из Тверской области (п.г.т Новозавидовский) приехал десант грандиозной техники компании «Авторос». Они известны здоровенными машинами с нескончаемыми колесными формулами, самый товарный из которых «Шаман» 8х8 памятен по автосалону ММАС-2012. Сейчас в павильон кроме «Шамана» и пары «Петровичей» (4х4 и 6х6) появилось новое изделие Myl. Сработан снегоболотоход «Мул» на основе «Газели», но высоко задран в небо, получил мосты с дифференциалом повышенного трения и самостоятельно изобретенной раздаткой с блокировкой и самое главное - шины низкого давления Avtoros X TRIM.

Скалой успеха и освоения Крайнего Севера высился айсберг «Четра» ТМ140. Это состоявшаяся и весьма удачная конструкция «Курганмашзавода», давно востребованная там, где всегда холодно и никогда не будет никаких дорог. Раньше эти вездеходы назывались ТМ, а вот уже пару лет как обрели имя и потому немножко смущают его непривычностью и новизной, хотя на рынке существуют уже не первую пятилетку.

По всяким выставкам давно блуждают «Скорпионы» корпорации «Защита». В зависимости от темы выставки приползают «Скорпионы» узкой направленности. Если в гости зовут силовики, то экспонируется бронированная версия. Если вокруг туристы и путешественники, приезжает гражданская разновидность. В данном случае приехало три машины брутального военного окраса модели 2М, но с мирной начинкой и добрыми намерениями, изображающие гражданские внедорожники. Стоявший в тепле «Скорпион» распахнулся навстречу зрителям и хотя казался бронированным и грубым, был обычным и до примитивного утилитарным с польским дизелем Andoria (136 л.с.). Автомобиль интересен полностью независимой подвеской, предустановленной лебедкой, классической схемой привода с обязательно отключаемым передом. Путь к сердцу путешественника «Скорпион» никак не может пробить из-за несоответствия сути и облика. Для мирного он слишком военный, для военного - слишком мирный. И всегда с неясным дорожным просветом. Из клиренса сделали военную тайну и нигде не пишут на сколько же мм машина поднята от земли…

Всеобщую робость заграницы перед Великой Русью нивелировал аккуратненький гусеничный двухзвенник Steyr 4х4. У нас есть прародитель этого аппарата «Витязь», но более могучий и все еще находящийся на военной службе. А мирный Steyr белел, как парус одинокий, демонстрировал отдельно представленный мотор от самого себя и гордился надписью «Официальный дилер». Гуманизм этого изделия чрезвычаен, поскольку будучи гусеничным, управление он имеет обычное с рулем, то есть понятное даже школьнику.

Но заграница все же сумела удивить. Американским мотоциклом Rokon. Неказистым, с пробивающейся дешевизной и корявостью… зато полноприводным! Колесная формула 2х2. Это заставляет уже вглядываться не в облик, а в функционал. Приземистый, широкий, хорошо маскируемый и лаконично сработанный, с крепежом под оружие и вьюки, клиренсом в 381мм… На переднее колесо момент передается через карданный вал и две нормальные мотоциклетные цепи, спрятанные под защитный кожух. Тормоза вынесены вверх и передний в открытую торчит сразу за фарой. На него кожуха не хватило, зато об тормозной диск, в случае войны, можно будет на ходу заточить штык, как на шлифовальном станке. Одноцилиндровый мотор объемом 208 см развивает 7 л.с. Под видом какого изделия полноприводный мотоцикл Rokon попал в нашу страну не известно. Но «права» на него нужны тракториста-машиниста категории А.

Развлекательно-туристический гарнир был не менее красочным. «Toyota» устроила на выставке «Вездеход» первый официальный выход в свет нового RAV-4, VW ради такого дела не очень грамотно отлифтовал Amarok, тюнинговая фирма добавила красок и отсебятины в облик американской иконы Jeep Wrangler…

А на улице к вездеходности приобщался белорусский перегонщик, торговавший Toyota Land Cruiser 70 на бумажных номерах. Машина легендарная, но не вездеходная. «Семидесятка» тяжелой серии с кузовом типа «сарай на ветру» и двумя длинными лавками по бортам, на нелепой подвеске с рессорами, установленными под мостом, благодаря чему легенда повисает в неглубокой колее обычного русского проселка…

Мимо на веревке тащили дохлого «Сорпиона» 2М…