Болид из «Запорожца»

Праздновали женский день, а подарок получили мужчины, на радость которым в минувший «удлиненный» уик-энд в Москве прошла очередная «Олдтаймер-галерея». Такие вот прихоти выставочного календаря.

Как повелось в последние горды, организаторы очередной – уже 21-й по счету —выставки олдтаймеров, позаботились о «гвозде» экспозиции. На сей раз эту роль исполняла представленная в зале коллекция «легенд советского автоспорта», собранная известным ценителем ретро-автомобилей Евгением Шаманским. На стендах красовалось несколько десятков гоночных машин, построенных в СССР в 1970—1980 годы. Раллийные, кроссовые, рекордные гоночные машины – «Астрада» «Тарту», «Эстония», «Харьков», «Звезда», «Киев-спорт»... Практически все эти авто были созданы стараниями энтузиастов-автомобилестроителей и существовали в одном-двух экземплярах. То, что их удалось сохранить до наших дней – настоящее чудо.

Многие из скоростных машин появились, благодаря Эдуарду Лоренту – гонщику и создателю советских болидов. Первый построенный им «гоночник» – «Харьков-Л» вышел на трассу в 1952 г. и уже вскоре установил рекород: 5 километров с хода машина промчалась со скоростью 203 км/ч. Следующий лорентовский экземпляр «Харьков-Л2» с 1955 по 1972 годы побил 14 международных рекордов (один из них – результат в заезде на 1 км с хода для гоночных болидов класса 4 – 286,2 км/ч, до сих пор никем не перекрыт и числится в таблице рекордов FIA).

Среди других болидов привлекает внимание приземистая «зализанная» «коробочка», поблескивающая серебристым металлическим корпусом и отмеченная сзади легко узнаваемыми задними фонарями от «Волги» ГАЗ-21. Это «Эстония-8», созданная в 1962-1963 годах на авторемонтном предприятии в эстонском городе Тарту под руководством талантливого конструктора А. Сейлера. На раме из стальных труб установлен двигатель от «Волги», сблокированный с коробкой передач от серийного «Запорожца», колеса – тоже от ЗАЗ, тормозная система позаимствована у 407-го «Москвича». Кузов, выполненный из стальных листов, собран в виде единого «кокона» и для доступа к внутренним агрегатам его нужно снимать целиком. В полувековой биографии этой «Эстонии» был даже зарубежный период: в восьмидесятые шустрые коммерсанты выкупили оригинальную машину и отправили ее в одну из частных коллекций в Швецию. Лишь сравнительно недавно уникальный ретро-болид переехал в Москву.

Наверняка запомнится посетителям «Олдтаймер-галереи» и еще один «эксклюзивный» экспонат. Хотя он вовсе не относится к автомобилям. Посреди зала раскинул крылья настоящий боевой самолет времен Великой Отечественной. Этот истребитель Як-1 воевал на севере в составе 20-го истребительного авиаполка. 28 августа 1943 года возвращавшийся на нем с боевого задания младший лейтенант Демидов из-за нехватки горючего совершил вынужденную посадку на воду озера. Затонувший Як пролежал на дне много лет, прежде чем группа поисковиков обнаружила его смогла поднять. Ретро-самолет попал в коллекцию «Музея техники» и представлен на выставке в еще не окончательно отреставрированном виде. (Впрочем, отчасти это даже хорошо: из-за отсутствия наружной обшивки можно во всех подробностях рассмотреть деревянный каркас, компоновку внутренних агрегатов).

Другому экземпляру внимание публики обеспечено уже благодаря одному лишь названию фирмы-производителя: ну кто у нас не слыхал про « Lamborghini»? Вот только вместо супер-скоростного спорткара на стенде высится... трактор. Но тут нет никакого обмана – это, действительно, детище известной фирмы: Lamborghinetta (1958). Ведь именно с производства тракторов начинал в 1948 году Феруччио Ламборгини свое производство колесной техники. Именно на реализации пользовавшихся большим спросом сельскохозяйственных машин он сколотил капитал, который потом смог потратить на создание оригинальных спортивных машин, а производство тракторов перешло в другие руки. На сегодняшний день ранних, именно «ламборгиниевских» тракторов сохранилось в мире совсем не много, а этот – единственный подобный раритет в России.

Но пора, наконец, поговорить и о «настоящих» автомобилях – главном «контенте» выставки. На 21-й «Олдтаймер-галерее» в 21-й раз ее организаторам удалось показать несколько новых, доселе не демонстрировавшихся у нас экземпляров.

Вот кабриолет Avions Voisin СII (1927) – детище легендарного авиаконструктора Габриэля Вуазена. В конце Первой мировой войны он резко сменил профиль деятельности: не желая больше проектировать орудия убийства маэстро обратился к автомобилестроению. При этом он использовал в конструкции и отделке авто многое из своего «самолетного» прошлого. У Вуазена получались очень оригинальные машины, в которых широко использованы в том числе алюминиевые сплавы. Представленный на выставке кабриолет был изготовлен по спец-заказу для одного из состоятельных клиентов. У машины укороченное шасси, «обрубленные» крылья, нетипичное для тех времен отсутствие боковых подножек (за счет этого видны элементы фирменного вуазеновского «прибамбаса» – решетки, идущей по низу кузова вдоль рамы), капот «голый» – из не крашенных листов алюминия, отделанных микро-рельефом, а кабина декорирована снаружи плетеной вручную мелкой сеткой из бамбука.

Из числа самых «пожилых» – спортивный American LaFrance Speedster, выпущенный еще в 1911 году. Причем этот «доисторический» «болид» на внушительных колесах с деревянными спицами, с огромными медными фарами, больше похожими на котлы для варки пищи был создан на базе серийно выпускавшихся фирмой пожарных автомобилей. Благодаря удачной конструкции «Спидстеры» вполне успешно могли конкурировать с такими признанными законодателями гоночных мод, как «Mercedes», FIAT, «Simplex»...

Очень запоминающаяся «физиономия» у внушительного по размерам Pierce Arrow (1932). Отличительной особенностью машин этой давно исчезнувшей американской автомобильной фирмы была дизайнерская новация: едва ли не первыми в мире они получили передние фары, смонтированные в крыльях. Особый восторг у коллекционеров и знатоков вызывает тот факт, что у этого экземпляра машины полностью сохранились – и в великолепном состоянии! – «родная» краска, хромировка, отделка салона и даже резина!

Если бы один из героев романа «Золотой теленок» попал на «Олдтаймер-галерею», он наверняка нашел бы здесь объект для своего пристального внимания. Хозяин «Антилопы-Гну» Казимир Козлевич всегда мечтал об ином автомобиле, именно его Козлевич и попросил купить, когда Остап Бендер сумел-таки «распотрошить» подпольного миллионера: «Купите мне «Изотту-Фраскини!» Такая красавица и была представлена на выставке – Isotta-Fraschini 8A образца 1927 года, рассчитанная на самых состоятельных и респектабельных покупателей в Европе и США. Кузов громадного автомобиля сделан по индивидуальному заказу в одном из лучших итальянских ателье «Sala». Машина весом почти в 2,5 тонны могла разгоняться до 150 км/ч, благодаря восьмицилиндровому двигателю объемом 7 ли и мощностью 160 сил. Данный экземпляр более 20 лет принадлежал компании, предоставляющей автомобили в аренду для нужд Голливуда. С 1986 года «Изотта» оказалась в частной американской коллекции, прошла тщательную реставрацию, теперь красавица – в Москве.

По сравнению с блистающей полированными боками и хромировкой «Изоттой» советский «членовоз» ЗиЛ-111Г, представленный на другом стенде, выглядит совсем не презентабельно. Однако ценность этой пока еще не отреставрированной машины – в ее уникальности. В хрущевско-брежневские времена было выпущено лишь около 30 таких правительственных лимузинов высшего класса. Модификация с индексом Г в шоферском обиходе получила уважительное прозвище «Григорий».

Из числа других запоминающихся реликвий советского автопрома прошлых лет на выставке демонстрировались единственный в мире сохранившийся в полностью оригинальном виде пикап ГАЗ-4 (1936 ). А также его «близкий родственник» – ГАЗ-61-416 – таких артиллерийских тягачей на шасси полноприводной горьковской модели ГАЗ-61 успели выпустить лишь 34 экземпляра: производство пришлось свернуть из-за начавшейся войны.

С виду не отличающийся оригинальностью, но на самом деле уникальный лимузин-гибрид: экспериментальный образец, в котором кузов ЗиС-110 смонтирован на шасси ЗиЛ-111. Автомобиль был изготовлен в 1958 году в единственном экземпляре специально для испытания мостов новой, еще только готовящейся к запуску в серию модели. На протяжении почти десяти лет эта машина эксплуатировалась в кремлевском «Гараже особого назначения».

Своеобразный антипод роскошных ретро-лимузинов, представленных на выставке, – Messerschmitt KR-200 (1959). Такие трехколесные мини-автомобильчики получили прозвище «кабина на колесах». Двухместный малыш был спроектирован в конструкторском бюро одного из известных немецких авиапроизводителей, создавших популярные немецкие истребители времен Второй мировой. После окончания войны, когда Германия была ограничена международными договорами в разработке новых видов вооружений, авиафирма переквалифицировалась в автомобильную. При разработке «мессершмиттовского» автомобильчика многое перекочевало в конструкцию с его крылатого «тезки»: вместо руля – подобие штурвала, вместо дверей – откидной фонарь... Интересно, что у наземных «Мессершмиттов» в коробке передач отсутствовала ступень заднего хода. И все-таки пятиться кроха мог. Для этого был предусмотрен особый переключатель обратного вращения коленвала двигателя, тумблер перенастройки системы зажигания на реверсивный ход. Чтобы сдать назад, водителю приходилось действовать по сложной схеме: заглушить двигатель, переключить направление вращения двигателя, снова запустить мотор, включить первую передачу (теперь уже работающую в качестве задней)...

Из числа тех же немецких автомобильных ретро-достопримечательностей – целый автопоезд, представленный на одном из стендов. Техника образца 1960-х – начала 1970-х: микроавтобус Volkswagen 23 Deluxe Samba (1963) в специальном исполнении «сафари» – с открывающимися наружу лобовыми и боковыми стеклами, и в комплекте с ним «домик на колесах» – трейлер Eribo Huck (1971). Такой комплект был предназначен для любителей дальних путешествий. В прицепе-домике предусмотрена выдвигающаяся вверх крыша с вентиляционными отверстиями, холодильник, газовая плитка, диван, стол,.. В специальных фиксаторах установлен велосипед-тандем для прогулок по окрестностям лагеря... Даже сейчас, подобный «дедушка»-кемпер выглядит вполне привлекательно.