11309

Сочинение на свободную тему

За 100 с лишним лет дороги в России так и не научились строить
В советской школьной программе это было принято – писать сочинение по картине. С полотнами Наркомпрос и Минобраз не ошибались и всегда предлагали классику. Исаак Левитан был автором, разрешенным к изучению в школе, и дети обязательно писали сочинение по его картине «Март».
Поделиться
Изображение Сочинение на свободную тему

Дети не знали, что Левитан снег не любил и не особо рисовал его, а как-то внезапно взялся и с натуры за несколько присестов запечатлел это чисто русское предчувствие весны, нехарактерное и оттого еще более радостное солнце и непременную лошадку. История даже сохранила ее имя, как главной героини – Дианка. Она стала частью совершенного Левитаном «открытия в русской пейзажной живописи». Подробный в своих впечатлениях искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов отметил: «Так цветно и живописно, с голубыми тенями, никто до него не писал снег, освещенный солнцем; никто так не изображал весеннее небо и деревья. После Левитана подобный мотив стал любимой темой русской пейзажной живописи…».

Картину «Март» Левитан написал в 1895 году, 118 лет тому назад. Место действия – Тверская область. До Москвы километров 300, до Твери 170км. Не смотря на глобальное потепление климата, картинка двух мартов совпадает полностью. Снега по уши, что в конце XIX века, что в начале XXI. Погодных изменений всерьез так и не случилось.

Дорог нет. Усадьба тайного советника Ивана Николаевича Турчанинова обустроена на общекрестьянском уровне и не отличается по состоянию от прочей страны. Больше века прошло, но ситуация не сильно изменилась. Хотя попытки учинить асфальт в этих местах не оставлены до сих пор, но лучше все же на лошадке – надежней.

Снегоуборки нет. Вполне податливое к труду крестьянское население усадьбы не бралось за лопаты и не скребло до геоподосновы сугробы, посыпая оставшееся солью, заодно трамбуя окрестности в геометрические формы. Распустилась челядь тайного советника. Зато за 118 лет мы все же кое в чем преуспели – стали иначе относиться к снегу и потихоньку его чистим, мечтая увидеть асфальт.

Совершенно не изменилась упряжь. Та же русская дуга, работающая замком на оглоблях, тот же вечный хомут и всегда узнаваемые розвальни, комфортабельно оснащенные брошенным на самое дно сеном.

А если бы въехать в этот пейзаж Исаака Ильича на современном автомобиле? На легковом… Он завяз бы задолго до усадьбы или при помощи лопат, окрестных мужиков и чьей-то матери добрался бы до крыльца с лошадкой Дианкой? Скорее всего, даже не дотянул до краешка холста, чтоб выставить уголок капота на переднем плане.

Тогда на внедорожнике? Полный привод, заблокированная раздатка, пониженный ряд, зубастая резина с подтравленным давлением? Да, пожалуй, Дианка бы стояла не одна. Углубив пейзаж и добавив пару траншей грубого помола, в холст прорвался бы внедорожник экспедиционной оснащенности. Просто полный привод, скорее всего, не справился. Только автомобиль для офф-роудного экстрима.

Сильно изменилась жизнь с конца XIX века? Если не знать (скоро школьники как раз перестанут ориентироваться в Левитане), что эта фотка сделана в позапрошлом веке, можно предположить, что ее сделали только вчера… Незыблемость пейзажа и сути однозначная. Разница в нюансах. Нынешний двор завалили бы мусором, тропинку разбили, все вокруг изрыли и испачкали… А в остальном? Дороги узнаваемые, поскольку их нет, дом непарадный и небогатый, как и по всей стране, и постоянная, находящаяся вне времени, мечта о солнце и весне… И самое главное – лошадка по-прежнему актуальна. Она совершенно не лишняя. Дианка смотрится, как наша логичная современница.