Кризис ОСАГО, или его продавцов?

18 апреля в пресс-центре РИА Новости прошел «круглый стол» на тему «Кризис национального рынка ОСАГО», на которой крупные страховщики и страховые функционеры рассказали о перспективах развития рынка ОСАГО в России и о симптомах его кризиса.

Так, Павел Бунин, президент РСА, дал общий обзор рынка ОСАГО с 2003 года. Оказалось, что в сфере автострахования наблюдается страшная текучка. Например, только за 10 лет с рынка ушло более 70 компаний, занимавшихся автострахованием. Однако, недовольство руководства РСА таким состоянием дел вызывает недоумение: развалившиеся страховые компании-однодневки покинули рынок ОСАГО не в один день. РСА имел возможность своевременно выявлять недобросовестных страховщиков, информировать об этом контролирующие органы (ФСФР), а также незамедлительно приостанавливать выдачу бланков полисов ОСАГО для исключения большой задолженности страховщика и при его банкротстве значительных выплат из компенсационного фонда. Однако, как следует из статистики, приведенной самим Буниным, такая оперативная работа не ведется.

Председатель Совета директоров "РЕСО-Гарантия» Сергей Саркисов достаточно жестко раскритиковал применение Закона РФ "О защите прав потребителей» к потерпевшим по ОСАГО, поскольку нынешние тарифы не готовы к дополнительной нагрузке. Но так ли это? Ведь суды только в 2012 году начали применять положения упомянутого закона к страховщикам, которые не производят выплаты в срок. Такая позиция судов связана с тем, что подобных случаев очень много. Она направлена на мотивацию страховщиков к соблюдению правил ОСАГО. Если страховая компания соблюдает правила и производит выплату в срок, бояться закона не стоит. И соответственно, эти расходы в тарифы закладывать тоже неверно.
Выступление представителей страховщиков и РСА больше были похожи если уж не на прямое лоббирование, то на самооправдание. Тем не менее, некоторые эксперты выступили с прямой критикой таких лоббистских позиций или с конкретными предложениями, которые реально улучшат жизнь не страховщиков, а страхователей. Раскритиковал страховщиков Петр Шкуматов из общественного движения “Синие ведерки”, указав на крайне низкие выплаты по ОСАГО по сравнению со страховыми премиями (40-50% вместо 80%, прописанных в законе об ОСАГО). А лидер Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин предложил разработать единую методику расчета ущерба по ОСАГО. Именно отсутствие подобной схемы делает возможными занижения и задержки выплат, которые становятся причиной огромного количества обращений граждан в суд.

В целом стоит отметить, что несмотря на общий бюрократический тон беседы, независимым экспертам удалось сделать дискуссию более острой* По крайней мере, страховщики хотя бы попытались объяснить явные “провалы” в своей работе, хотя отчетливых и ясных ответов на заданные вопросы так и не последовало. “Кто виноват? - отвечает на вопрос о проблемах с применением коэффициента бонус-малус гендиректор “Ингосстраха” Александр Григорьев, - Все виноваты... Страховщики, РСА, Бунин... Это не имеет принципиального значения. Нужно сделать так, чтобы виноватых не было”... Это, конечно, шутка. Но в каждой шутке всегда есть только доля шутки.