Куда уйдут дорожные миллиарды?

Минтранс вполне официально признается, что на одни только государственные денежки в стране ни новых дорог не построить, ни старые отремонтировать. И поэтому ему крайне необходимо 5,1 трлн. рублей частных инвестиций. Причем в ближайшие шесть лет.

Остальные 7,1 трлн. «деревянных» даст государство. И если эти средства будут найдены, то Россия не то, что поедет — полетит по суперсовременным автобанам. Свежо, как говорится, предание, да верится с трудом.

Хотя бы потому, что воруют в нашей дорожной отрасли по черному. Достаточно сказать, что стоимость дорожных проектов на начальном этапе и на этапе завершения строительства разнится минимум в два раза. И не потому, что имеются просчеты в проектировании и собственно строительстве, а все благодаря распилам, откатам, офшорам и другим коррупционным мерзостям. Так что выгода для частных инвесторов — и особенно иностранных — от вложений в российские дороги более, чем сомнительна.

Вот совсем маленький, но свежий сюжетец на эту тему. В Перми недавно отменили итоги успешно состоявшихся аукционов по 17 лотам на содержание и ремонт дорог. Только потому, что, как заявил представитель местной антимонопольной службы, «конкурсная документация была составлена таким образом, что создавала преференции для одних участников аукционов и запретительные условия — для других». Сколько огребли чиновники, работавшие над этими документами, и сколько в итоге осталось бы на чисто дорожные дела — разбираются теперь следственные органы . Между тем сумма на кону стояла немалая — больше 4 миллиардов рублей. Договоры по аукционам заключались на 3 года. Теперь же подрядчиков на ремонт и содержание дорог придется отбирать вновь после исправления условий конкурсов.

Между тем, практика, когда аукционы в соответствии с 94-м федеральным законом проводятся по принципу «кто даст цену ниже, тот и забирает все, без учета качества строительства, ни к чему хорошему не приведет. Зато чиновников обогатит. Об этом говорилось в том числе и на прошедшем недавно в Москве «круглом столе» на тему «Инновации в дорожном строительстве: от пилотных проектов к системной работе».

Но повальное воровство в отрасли приводит в итоге к тому, что государству оказываются совершенно не нужны и инновации в дорожном строительстве:

— Когда большая часть времени и сил уходит на преодоление препятствий, созданных государством, надеяться на то, что отрасль может выйти на мировой уровень достижений, было бы предельно наивно, — заявил присутствовавший за «круглым столом» в качестве одного из основных докладчиков заместитель руководителя «Федерального дорожного агентства» Николай Быстров.

Но Минтранс, похоже, ничего об этом не знает. И вот уже глава ведомства Максим Соколов на днях заявил, что рассчитывает в самое ближайшее время найти 5 млрд. долларов частных инвестиций на строительства участка трассы Москва-Петербург протяженностью 140 км, который свяжет Санкт-Петербург и Великий Новгород и на строительство дороги «Беларусь» протяженностью почти 350 км. Возможно и найдет. Но тогда, скорее всего, эти инвестиционные конкурсы пройдут по вышеупомянутому пермскому сценарию. И если опять не вмешается ФАС, нас ждут новые, но отвратительные трассы.

…Ну, а пока 57% федеральных дорог по-прежнему не соответствуют нормативному состоянию .