В Казани стали чтить ПДД

Неделю назад Казань вырвалась на передовые позиции федеральных новостных лент. Как не включишь телевизор, так все про Казань и Универсиаду, хотя там говорят в основном о спорте и лишь чуть-чуть о закулисье, но другом – не автомобильном.

Самая интересная особенность Универсиады глазами местных водителей и пешеходов – скорость достройки объектов. Не так давно, 20 июня, в поисках чудес света в Казань заглянул «Марафон Peugeot», который сейчас уже далеко за Уралом, а тогда участники марафона прокатились по центру города, доехали до Кремля, а оттуда направились на тот самый стадион, где состоялось открытие спортивного мероприятия. Ехать пришлось долго, по «пробкам», с преодолением полосы препятствий в виде дорожных работ, спецтехники и дымовой завесы от строительной пыли. Знаковым явлением стало обновление брусчатки перед визитной карточкой города – Кремлем. В конце июня там кипели работы. Рабочие мостили дорогу. Тогда у части населения в глубине души все больше укреплялось ощущение легкого провала сроков и общего отсутствия целостности затеи. До старта Универсиады оставалась пара недель…

Удивительно, но подготовка завершилась к открытию и принесла городу новые дороги, отсутствие заторов, свежие газоны и цветы, хотя на периферии мегаполиса сэкономили на поливе и высаженные за пару месяцев до открытия деревья почти засохли, вызывая слезу. Лишь после этого по дорогам пустили «поливалки». А еще тогда же по утрам на дороги начали выползать моечные и подметальные машины. Такие же умывают по утрам Европу. В Казани такого не было никогда и, наконец, появилось. Особенно интересно, сохранится ли после…

Второе интересное откровение – полиция. Вернее, число ее представителей на улице. Где-то за неделю до начала состязаний увидеть несколько экипажей ГАИ или ППС было можно, просто спустившись за хлебом. Плотность поражала. Не меньше восторгала «разносортица» людей в погонах, особенно гаишников. В городе были замечены сотрудники ДПС из Самарской, Саратовской, Владимирской, Курганской и Московской областей, хотя, как врут очевидцы, география приехавших полицаев на самом деле гораздо шире. Примечательно, что все они именно полицаи, потому что все в новой полицейской форме, хотя раньше не брезговали и старой, милицейской.

Первые несколько дней водителям было страшно. Зная об истинной сущности охранителей правопорядка, многие боялись выезжать на дорогу. Особенно после того, как по местным источникам информации прошли сообщения о том, что битые машины будут закрывать на спецстоянки до окончания Универсиады. Вслед за этим сразу поползли слухи об аналогичных санкциях за отсутствие огнетушителей и просроченные аптечки. Примечательно, что не нашлось ни одного человека, столкнувшегося с этим лично. По Казани, в том числе в центре города, наряду с целыми, ездили и битые машины. Однако вполне ожидаемо, что в преддверии Универсиады весомая часть водителей стала жить под девизом одной из песен Высоцкого: «Назад в метро, к подземным переходам! Назад, руль влево – и по тормозам». Со временем страх ослабел, хотя машин на улицах города по-прежнему меньше, чем обычно. На сегодняшний день лагерь водителей разделился на две половины: на тех, кто «за» и на тех, кто «против». В процентном соотношении это где-то 80 на 20. 80 — потому что по городу действительно стало легче передвигаться, а 20 — потому что ряд проблем по-прежнему сохранился, а некоторые даже усугубились.

Главные неудобства для законопослушных водителей — частичное перекрытие дорожной сети и неожиданно появившиеся в новых местах запрещающие знаки. Центральные улицы изобилуют участками, где еще вчера беспрепятственно можно было проехать или остановится, а сегодня сделать этого уже нельзя. Число эвакуаторов в городе выросла, посему вопросы парковки часто пугают водителей. В центре с этим действительно очень сложно, а вот на окраинах города найти законное место возможно даже в час пик, приткнув автомобиль в ближайшем дворе. Но если знак повесили загодя, то возможность избежать нарушения все-таки есть, а вот если он появился в момент, когда автомобиль уже совершил запрещенные им действия, справедливость возмездия оставляет вопросы. Самый яркий произвол, замеченный в городе в период Универсиады, связан именно с этим. Водители поставили на стоянку машины еще тогда, когда запрещающий знак не работал, а вернувшись застали уже действующий, перевернутый знак с карающими их эвакуаторами и полицейскими.

Из явных плюсов – обновление дорожной сети. Часть дорог в центре города, где раньше было сложно проехать не только на легковой машине, но даже на легком грузовике, преобразились коренным образом. Теперь там лежит ровный асфальт с яркой разметкой. Как следствие, «пробки» на этом участке дороги исчезли, а скорость движения выросла. К таким же последствиям привело открытие новых развязок и… всеобщее уважение ПДД со стороны водителей и пешеходов. Неисчислимое количество полицейских, расставленных плотным строем на перекрестках, привело к организованному движению по дорогам. Теперь мало кто высовывается на уже загруженный перекресток, перекрывая движение в поперечном направлении, теперь почти все пропускают пешеходов на переходах, соблюдают скоростной лимит и останавливаются на красный перед стоп-линией. Знаковым подтверждением улучшений стал уверенный позитив из уст трех таксистов, тех людей, которые работают за рулем.

Финал Универсиады намечен на 17 тюля. Особенно интересно, уйдут ли в историю после закрытия все положительные аспекты, пришедшие вместе с ней. Останется ли у местных водил привычка ездить по Правилам, доживут ли дороги до лета 2014 и сохранится ли стремление властей походить на Европу, подметая дороги и поливая улицы по утрам.