Погоня за Мечтой

Много ли людей, живущих в нашей стране когда-либо задавались вопросом, за сколько дней можно пересечь Россию с запада на восток на машине? Не все россияне вообще в курсе, что это возможно, но, думаю, таких людей могут быть сотни, а может и тысячи.

Однако, сколько не терзай поисковики тематическими запросами, ответ, увы, не найти. А для скольких человек отсутствие ответа на этот не самый важный в жизни вопрос может стать командой к действию? Как оказалось, не для одного!

В 2009 году мы с известным телеведущим Андреем Леонтьевым ездили в Магадан на Mazda3. Занятие, надо сказать, очень выматывающее и потому мы прилетали в Якутск «на сладенькое», чтобы прокатиться по трассе «Колыма» и сделать соответствующий репортаж. Именно тогда зародилась мысль, а не съездить ли через всю страну — от Мурманска и до Магадана на время?

Еще спустя год мы с Андреем приняли участие в ралли-рейде «Шелковый Путь» на боевом КамАЗе и в целом не плохо сработались, как экипаж. Но, по разным причинам, вскоре наши творческие пути разошлись. Андрей продолжил свой путь в сфере телепроектов, а я удалился из «бумажной» прессы в блогосферу. Тем временем, зерно «Мурманск – Магадан» упало в плодородную почву и дало всходы в обоих буйных головах: каждый из нас мелкими шажками принялся реализовывать задуманное в тесной камазовской кабине...

В один прекрасный день мне звонит Андрей по совершенно отвлеченному вопросу и совершенно случайно рассказывает, что через три дня стартует из Мурманска на Volvo XC90 в Магадан... Дальше весь разговор был как в тумане, знаю лишь что я пообщещал побить предполагаемый рекорд и рекомендовал очень поднапрячься. Все, перчатка брошена, назад пути нет.

Стартовать параллельно с Андреем Леонтьевым было бы идеальным вариантом для дуэли, но собрать себя, машину, команду, бюджет и успеть доехать до старта в Мурманске за трое суток — та еще задача. Свой транспорт весь «разложенный» стоит по сервисам и тундрам (Defender ждет баржи на острове посреди Печоры под Нарьян-Маром), автомобильные представительства не столь гибки в подобных вопросах, машину рады бы выделить, да весь пресс-парк расписан на несколько недель вперед. А нам ведь еще по условиям игры и телепередачу нужно снимать, необходимо найти аппаратуру, оператора... Через сутки бесполезных попыток ринуться с места в карьер стало ясно, что это фантастика, и было решено стартовать на неделю позже, 12 июня, в День России через всю Россию, от Баренцева до Охотского.

За высободившееся время удалось договориться с компанией «Rolf» о предоставлении под проект «Погоня за Мечтой”, как мы окрестили нашу авантюру, дизельного Mitsubishi Pajero Sport, найти достойного партнера по рулю в лице моего друга из Владикавказа Казбека Бибаева, собрать кое-какой бюджет, заручиться поддержкой друзей и знакомых, подготовить навигацию, проработать стратегию нашего марафона.

За день до старта Казбек приехал на своей машине в Москву и должен был забрать Pajero Sport. Но время текло, утро перешло в обед, а обед в ужин, а машина была все не готова... Отменить старт не представлялось возможным, а компания «Автолокатор», с которой была договоренность об установке автотрекеров, далеко не круглосуточная. В итоге мы получили неутешительное известие: Pajero к выезду не готов. Машина перед этим отбегала в пресс-парке более 60 000 км и мы попросили попросту обновить шины и амортизаторы. Дилеру оказалось это не под силу...

Час ночи. Тверская улица, самый центр Москвы. Мы с Казбеком уплетаем сочные стейки и рассуждаем, какие у нас остаются варианты. Их ровно два: либо ехать на машине Казбека, это Toyota Land Cruiser Prado 150, либо добраться на Prado до Мурманска, а там... взять на прокат Renault Logan по 900 рублей в сутки. Первый вариант подкупает комфортом и простотой реализации, а второй — отсутствием риска «разложить» свою машину, и большей демократичностью самого транспортного средства. Договорились подумать об этом в пути...

Пять утра, 11 июня, на Смотровой площадки у МГУ собралось множество друзей, накрыли поляну, чай, пироги, девчонки собрали ланч-боксы в дорогу. Под звуки гармони и трогательное «Прощание славянки» наш экипаж отправился в Мурманск, на точку официального старта марафона. Для нас же это тренировка. Надо научиться работать в команде, понять, доверяешь ли ты напарнику и можешь ли спать, когда он ведет машину. Но отступать уже поздно, бешенная скачка началась и понеслась полным ходом.

По пути в Мурманск перечитываю отчеты подобных сумасшедших, пересекающих континенты на время. Один из участников рекордных заездов — Вадим Гагарин, известный спортсмен и просто хороший человек, мы с ним сталкивались на ряде проектов, а потому его отчеты втройне интереснее и полезнее читать: знаешь человека, понимаешь где и что скрыто между строк. Есть и конкретика.

«13 октября 2011 года от мыса Пуэнт-де-Корсан (самой западной точки континентальной Франции) команда энтузиастов на дизельном Porsche Cayenne взяла курс на восток. Преодолев маршрут протяженностью 12 809,7 км за 5 дней 21 час и 14 минут, участники уникального заезда финишировали на мысе Красный Партизан, Татарский пролив в 32 км от одного из крупнейших российских портов на Тихом океане Ванино».

Таким образом, дней за шесть до Магадана мы просто обязаны добраться, чем мы хуже? Тем временем, приходит обескураживающая новость: Андрей Леонтьев не достиг Магадана, а уперся в размытый участок трассы «Колыма» сразу за поселком Ытык-Кюёль, в Якутии. Не удивлены, новостные ленты с 6 июня пестрят новостями о паводке в Якутии и перекрытии единственной сухопутной транспортной артерии. Что и требовалось доказать. Когда я планировал ставить данный «рекорд», ставку делал даже не на лето, а на конец зимы. А тут едем в разгар якутской весны... Но правила игры не мы выбираем.

Прямо с колес отправляю заявку на фиксацию нашего «рекорда» в Книгу Рекордов России. Ссылаюсь на аналогичную заявку от Андрея Леонтьева. Меня не понимают. Просят выслать краткое описание сути. Совещаются и присылают отказ, мотивируя очевидным нарушением ПДД для достижения цели. Не спорим. Отказали нам, значит откажут и Андрею. Не зря же он отключил функцию показа скорости движения на свой страничке мониторинга, а простые манипуляции с калькуляторам показывают совсем не 60/90 км/ч. Мы тоже отключили датчик скорости. Правила игры не нарушаем, а ПДД контролирует ГИБДД, им и карты в руки.

Уже на подъездах к Мурманску звонит Леонтьев, рассказывает о своем досрочном финише и настоятельно рекомендует отложить старт минимум на две недели, пока не отремонтируют трассу. Тронуты участием и честной конкуренцией, но принимаем решение идти до конца. Тем более, за долгие годы путешествий я в первую очередь доверяю интуиции, а она буквально орет: Go-go-go!!! Но ясно одно: ни о каком прокатном Logan уже речи нет, может понадобиться не просто полный привод, но и все наши навыки езды по бездорожью, а цепи, буквально случайно оказавшиеся в багажнике Prado, могут оказаться великолепной палочкой-выручалочкой.

По пути в Мурманск забираем на трассе видеооператора, Сергея Семенова. Очень опытный путешественник, известный своей сумасшедшей психологической устойчивостью и отличными кинематографическими данными. К тому же, все наши общие знакомые знают, что Сергей совсем не гонщик, а это важно, ведь по условиям дуэли мы должны управлять автомобилем только вдвоем с Казбеком, третий водитель сильно облегчает задачу. Таким образом, мы не вписываем Сергея ни в какие доверенности и страховки, он не берет с собой водительское удостоверение. Только видеокамеру.

Андрей воспользовался моей идеей, которая заключалась в съемке всех проездов сторонними операторами, которые попросту встречают и провожают в разных городах по пути следования. У нас же на подготовку такой эстафеты времени не оставалось совершенно. К тому же совершенно очевидно, что во время марафона снимать получится очень мало, вся работа только в машине в движении, на заправках, и на ежесуточных «отчетных» остановках, где мы будем рассказывать о том, сколько и как прошли за 24 часа, какие были сложности или приключения. Вся же «езда»снимается только на обратном пути, ведь мы возвращаемся домой своим ходом. Именно знание тактики оппонента и опыт совместной работы с Андреем и дали нам возможность выработать некую стратегию движения и съемок.

Итак, Мурманск, 12 часов дня, 12 июня, день России. К старту не готовы. Не паникуем, к черту символизм, мы марафонцы и спешка только вредит. Спокойно наблюдаем, как стрелка часов пошла на очередной круг, обклеиваем машину. Идет мокрый снег, на улице всего +3С, а я приехал в Заполярье в рубашке с коротким рукавом... Сергей спасает, выдает ярко-алую флиску. Жизнь налаживается.

14 часов дня. Ледокол «Ленин». Неделю назад отсюда стартовал Андрей Леонтьев, теперь наша очередь. Снимаем первые кадры, я два года не работал «в телевизоре», слова даются с трудом, с чудовищным трудом, но надо включаться, ближайшие дни нет права на лень или расслабление, надо писать репортажи «с колес» для своего livejournal, снимать все интересные моменты, находить в себе силы работать на камеру.

14:31. Звоню в «Автолокатор», даю официальный старт марафону Мурманск-Магадан. За спиной остается залив Баренцева моря, впереди тысячи километров неизвестности. Точнее, весь этот путь в разное время я уже проделывал отдельными участками, но целиком — никогда.

Участок Мурманск- Медвежьегорск за рулем Казбек, я сразу после выезда из города ложусь спать. Да, адреналин не дает заснуть, да, хочется поговорить, но дисциплина первична. Весь день и всю ночь телефон разрывается от звонков и sms со словами поддержки. На наши банковские карточки сыпятся «патроны» — друзья подкидывают по 500-1000-2000-5000 рублей на топливо, кто чем богат. Но это безумно приятно, вы даже не представляете, как приятно!

От Вологды забираем слегка на север, а не на юг, как это сделал Леонтьев, таким образом объезжаем три города, Вологду, Ярославль и Кострому, плюс экономим добрую сотню километров. Да, дорога через Тотьму, Никольск и Шарью хуже, но у нас Land Cruiser, а значит ямы не так болезненны, как для Volvo XC90. На прямых же участках с хорошим асфальтом нам скоростной кроссовер не догнать, как ни насилуй архаичный дизель Toyota. Анализ, анализ, и еще раз анализ.

В районе Кирова отметили первые сутки пути, прошли 2320 км, совершенно фантастическая цифра. Чудес нет, все объяснимо — пустынные трассы и отсутвие на пути крупных городов позволяют держать стабильно высокую скорость и не рисковать. В этот день посыпались на различных интернет-форумах обвинения в «беспределе» в наш адрес. Но, уверяю вас, темп нашего движения был ничуть не быстрее, нежели каждый из нас поддерживает при езде за городом по пустынным дорогам. Хотя бы потому, что идти на пределе долго не возможно, это выматывает как водителя, так и пассажиров.

На вторые сутки бешенной скачки на экипаж навалилась усталость. Спать хочется всегда, ведь отдохнуть на заднем сиденье по-просту невозможно. И энергетические напитки пить нельзя, ибо они сильнейшее мочегонное, а наша цель — минимализировать остановки. Даже музыку не слушаем: ооказалось, что вкусы и пристрастия в экипаже разные и то, что бодрит одного пилота, утомляет второго, а нам нужно сохранить мир и хорошее расположение духа в экипаже.

После Тюмени начинается вселенская скукота. До Красноярского края дорога удивительно монотонная и езда превращается в сущую пытку. Сотни, тысячи километров вдоль дороги тянутся одинаковые избушки, березки и осинки. И ничего не разбавляет пейзаж. Под Омском «разменяли» вторые сутки, на одометре уже 4653 км от Мурманска и новый суточный рекорд — 2330 км пробега. Удивительная «кучность» результатов!

Именно под Омском было сразу два «залета» за «встречку». Единственные на всем пути. Сами понимаете, этопочти очевидное лишение «прав», расстрел на месте, но, на удивление, инспектора, видя наш настрой и поняв цели, быстро соглашались с очевидным несовершенством расстановки знаков и начертанием разметки, желали нам счастливого пути и отпускали с миром, желая доброй дороги и рекомендуя чаще меняться и больше отдыхать. Видок после двух суток рулежки был у нас был еще тот — глаза бешенные, волосы всклокоченные, рубашки помятые...

Если бы мне кто-то рассказал до этого дня, что добрался из Мурманска до озера Байкал за 2 дня и 22 часа, я бы не поверил ни за что. Этого не может быть, потому что не может быть никогда. И баста. Но мы это сделали. Вдумайтесь! Меньше трех суток! Расстояния в мозгу сжались, страна то у нас не такая и большая, оказывается! К концу третьего дня пути на шины нашей Prado было уже намотано 6771 км, больше половины пути! Но именно на Байкале завершился и самый простой участок пути, впереди же начиналось настоящие испытание на прочность.

После Иркутска мы в принципе забыли о том, что такое равнина. Точнее, смена ландшафта и природы произошла чуть раньше, сразу за Канском, но дорога еще продолжала быть прямой как палка, пусть и с перегибами профиля. Спать стало заметно тяжелее, особенно на серпантинах, да и разбитый асфальт начал вытрясать не только душу, но все внутренние органы. И чем дальше мы шли на восток, тем сильнее дорога дубасила по вестибулярному аппарату. Настоящая же пытка началась после Читы, на той самой «путинке», трассе, которую несколько лет назад открывал наш нынешний президент на «Калине». Насыпь постепенно уходит в болото и без малого тысяча километров до легендарного Сковородино — это дорога тысячи трамплинов. Каждый трамплин — пытка для пытающегося заснуть. Какой тут рекорд скорости доезда, побойтесь Бога! Особенно на расхлябанной подвеске Prado!

Сразу после «Сковородки» начинается легендарная благодаря Ютубу трасса «Лена». Грейдер как грейдер, но однажды снятый на мобильник в дни распутицы и получивший славу трофийного спецучастка, где гибнет все, включая полноприводные «Уралы». После зимы гравийку еще не ровняли и все ямы подробно транслировались колесами в недра подвески, а оттуда в наши позвоночники. 1200 километров до Якутска — жестокий костотряс, местами разбавленный сносным асфальтом. А какие названия на знаках... Тында, Нерюнгри, Алдан... настоящая романтика, наконец-то понимаешь, что забрался очень и очень далеко!

Минуем Якутск по противоположному берегу Лены, республиканский центр отрезан от одноименной трассы рекой и сообщение паромное. На время ледостава и ледохода автомобильное сообщение останавливается и добраться в столицу Якутии можно только самолетом. XXI век на дворе! Здесь народ с оружием в руках отвоевывает возможность переправиться на последнем перед ледовой блокадой пароме, а весной прекращает движение по ледовой переправе только после первого утопленника... И это не шутки, я был участником такой экстремальной погрузки на последний паром через следующую на нашем пути реку, Алдан, являющейся естественным рубежом, за которым по моему пониманию начинается Колыма. Юридически граница проходит восточнее, но фактически — по Алдану.

Однако, до Алдана как раз Андрей Леонтьев неделю назад и не дошел. Поселок Ытык-Кюёль, который мы тут же из-за сложности произношения переименовали по-чеченски в Итум-Кале, встретил нас обыденно и пыльно. Радости от достижения промежуточного финиша и фактической победы над Андреем Леонтьевым особой нет, тем более что опережение колоссальное, счет не на минуты, и даже не на часы. Судите сами: наш результат в 109 часов 09 минут против 138 часов 22 минут у Андрея. Комментарии по-моему излишни. А вот дорога по прежнему перекрыта и это трагедия...

Спрашиваем у дорожников, каковы перспективы? Ответ весьма позитивный, мол, отдохните, парни, через несколько часов поедете. Так и поступили. Отъехали с дороги и вырубились спокойным детским сном. Нирвана... Пробуждение наступило под лучами жаркого якутского солнца. Это не шутка. Лето здесь весьма жарко, и комариное. Окна не откроешь — сожрут так, что и скелета не останется. А с кондиционером спать уже замучились, хочется воздуха! К счастью, у бульдозеристов остались последние штрихи и дорога, закрытая уже две недели, вот-вот откроется. Заводим моторы, готовность №1 и мы первыми отправляемся со стороны Якутии по трассе Колыма в сторону Магадана. Спасибо судьбе за такое везение! Интуиция в Мурманске не подвела!

Переправа через Алдан — еще одно везение. Вписываемся на ведомственный паром, на котором переправляется с нами лишь начальство, которое отвечало за восстановление Колымского тракта. Без очереди, без давки, без расписания, вообще без потерь времени.

Остается совсем чуть-чуть — 1700 км трассы «Колыма», грейдера изумительного качества, который мы проходим на одном дыхании, благо смогли хорошенько поспать в районе Итум-Кале, то есть Ытык-Кюёль. И, вот он, долгожданный Магадан! Цель достигнута за за 5 дней, 20 часов и 6 минут или, если в часах, за 140 часов и 6 минут. Мы стоим на крохотной набережной забитой льдами Нагайской бухты, позади 11 737 километров пути от Мурманска. Мечта сбылась. Батарейки сели. Спать...