Люлька коммунизма

Историю не перепишешь. И чтобы окончательно не превратиться в Иванов, не помнящих родства, любому соотечественнику хоть раз в жизни стоит побывать в заповеднике имени главного революционера России В.И. Ленина, «люльке революции» городе Ульяновске.

Итак, план составлен, фаза здорового сна пройдена, вещи погружены в автомобиль, навигатор настроен. Старт! Выезжали из Москвы, как и было запланировано, в 4 утра — с тем расчетом, чтобы спустя 11 часов быть уже в Симбирске. Ехать решили по федеральной трассе М7 «Волга», что проходит через Владимир, Нижний Новгород и так далее. И поначалу все складывалось очень даже неплохо: ровное покрытие, временами ремонт асфальта на некоторых участках (окружная дорога под Владимиром). Но на границе Нижегородской области и Чувашии дорога кончается, остается только направление.

 

 

Трасса до того отвратна, что пару раз мы даже успели пожалеть, что поехали на машине: можно было выпить пару кружек пива в вагоне-ресторане фирменного поезда на ночь и проснуться утром уже в Ульяновске. Федеральную трассу хуже этой ваш корреспондент видел только на окраине страны — под Иркутском: если в районе чувашского Алатыря и лежит вроде бы асфальт, хоть и с дырами размером с футбольное поле, то у Байкала — тупо гравий…

 

 

Зато порадовала культура вождения на трассе. В большинстве своем все автолюбители переключают свет с дальнего на ближний, лишь завидев вдалеке зарево от встречных фар, что приятно удивило. Про «дальнобоев» даже и говорить не приходится — эти даже моргают правым поворотником, показывая, что можно обгонять, за что им большое шоферское спасибо. Ну вот и Ульяновск…

 

 

Отдохнув, пошли гулять по городу, по улицам, где Ильич мальчишкой бегал. И были удивлены тем, что Ульяновск перестает быть «коммунистическим заповедником» — сейчас он «брендируется» не как место рождения Ленина, а как родина Колобка. На этот счет здесь даже проводились серьезные исторические изыскания. Впрочем, симбирщина славна не только этим сказочным персонажем. Не проходите мимо памятника художнику Пластову (его дом-музей находится в 30 км от областной столицы, рекомендуем посетить). Он интересен тем, что кисточка, которую держит художник, раньше изготавливалась из меди. Но после того как этот инструмент живописца несколько раз воровали, его заменили на пластиковый, и сейчас все на месте, композиция имеет законченный вид.
 

 

 

 

 

 

 

А вот еще и смешной памятник так редко используемой россиянами букве «Ё», которую придумал местный уроженец писатель Карамзин. И разумеется, мемориальный центр в честь 100-летия со дня рождения вождя, домик, где родился революционер. Все-таки это история, хоть и в багровых тонах.
Обязательно прогуляйтесь по Северному Венцу — вид на Волгу отсюда потрясающий, видно и старый царский мост, и новый — уже президентский, который строили более 20 лет. Вот она, историческая связь времен…

 

 

Неподалеку отсюда стоит краеведческий музей — если кому интересны различные местечковые темы, то его посещение превратится в весьма любопытную историческую прогулку вглубь веков. И вы просто обязаны сходить в Музей авиации, что рядом с аэропортом им. Карамзина, — это уникальнейшее собрание летающей техники. Здесь есть даже уцелевший экземпляр легенды мирового авиапрома — сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. В этом году музей отмечает свое 30-летие и сейчас находится в очень приличном состоянии.

 

 

Шагая по центру города, отмечаешь обилие торговых центров, нисколько не уступающих столичным. Но здесь в отличие от Москвы нет ни капли столичной нервозности и беготни, все чинно и спокойно. И дешево.
Да, ценами Ульяновск приятно удивил — шутка ли, поесть в приличной пиццерии на троих вышло в пределах 500 рублей, правда, без алкоголя. Суточная парковка на охраняемой стоянке — только не падайте! — 40 рублей. Мойка — держитесь за руль! — 160 рублей. Коммунизм, развитой социализм или как это еще назвать?

 

 

Но вот пришло время возвращаться обратно в Москву. В этот раз мы решили двинуться через Мордовию, по трассе М5 «Урал». И вот что я вам скажу: эта дорога в разы лучше М7. Отличный асфальт, ни единой кочки или ямочки — практически европейский автобан. Даже туман не мешает держать скорость в 90–100 км/ч, и даже ночью разметка видна отлично, движение небольшое, все тихо и спокойно. Проезжая мордовскую деревеньку Умёт, обязательно — слышите, обязательно! — остановитесь здесь перекусить. Вкуснейшая домашняя еда по демократичным ценам — вот что вас здесь ждет. Вся деревня — это большая ресторанная улица с запоминающимися названиями: «У Гали», «Дальнобойщики». Но самое крутое — «Мордональдс» (со стилизованным под букву «М» логотипом). Вот это сила, вот это креатив!..

 

 

Проезжая мимо небольшого городка Краснослободск, были приятно удивлены его атмосферой, тишиной и спокойствием. Шутка ли, в три часа ночи здесь все освещено и гуляет молодежь, причем не с криками и битьем бутылок, а просто так, по фану, как говорится. Что ж, жива еще российская глубинка.

Но вот и Москва, еще 40 км по МКАД — и мы дома. Дорога заняла те же 11 часов. И тут не могу не сказать о «железном коне», что свозил нас туда-обратно. Ford Focus с двухлитровым 150-сильным мотором и «роботом» PowerShift показал себя лучшим образом. Запаса мощности хватает с лихвой — на обгонах не чувствуешь себя «загнанным кроликом». Все просто: селектор в режим Sport, «тапка в пол» — и ты уже возвращаешься на свою полосу. Единственный недостаток, который проявил себя на «убитых» дорогах Чувашии и Ульяновска, — дорожный просвет. Клиренс в 140 мм настолько мал, что однажды я чуть не оторвал брызговик и не поцарапал порог, не заметив яму на одной из центральных улиц родины Ленина.

Что в итоге? 2000 километров, 5000 рублей за бензин (что, к слову, примерно столько же, сколько стоит купе в фирменном поезде «Москва — Ульяновск» в одну сторону). Ну и куча положительных эмоций, куда без этого…