День в «зеленом аду»

От возможности посетить Нюрбургринг обычно не отказываются. А уж когда речь идет о специальной сессии, в ходе которой тебе дают возможность собственноручно покорить Нордшляйфе… Тут иных вариантов не может быть в принципе.

В общем, приглашение «Opel» поучаствовать в однодневном ОРС-тренинге оказалось из серии — «от такого не отказываются». По многим причинам. Первая и главная в том, что мероприятие проводилось на Нюрбургринге, являющимся, наверное, самым знаменитым в автомире гоночном кольце. Построили его, напомним, в 1927 году в гористой местности Айфель примерно в 70 км от Кельна.

Так вот, Нюрбургринг (или просто «Кольцо», как его фамильярно называют завсегдатаи) для любителей автоспорта — то же самое, что Уэмбли или Маракана для футбольных фанатов. Его Северная петля Нордшляйфе, на которой случались и громкие победы, и не менее громкие аварии, была прозвана знаменитым гонщиком Джеки Стюартом «Зеленым адом». И эта часть автодрома до сих пор считается одной из самых сложных гоночных трасс в мире.

С другой стороны, Нордшляйфе стал Меккой для автопроизводителей. Многие из них регулярно снимают этот трек и гоняют по нему прототипы своих новых моделей, стремясь выявить недостатки или, напротив, добиться идеального поведения на пределе скорости.

Наконец, Кольцо — это именно то место, куда слетается со всей Европы любители автоспорта. Здесь за определенную, и вполне умеренную, надо заметить, плату можно погонять по знаменитой трассе на абсолютно любом транспортном средстве, способном хоть как-то передвигаться. В принципе, машину можно и арендовать, но стоит учитывать, что страховые компании, как правило, отказывают в возмещении, узнав, что машина побывала на Нюрбургринге, даже несмотря на то, что юридически Нордшляйфе является платной дорогой общего пользования.

Одни автофаны приезжают на своих обычных серийных авто (рассказывают, что один из них рассекал по кольцу, не отстегнув прицепа), другие привозят на прицепах гоночные машины всех времен и брендов или содержат в местной «конюшне», а кто-то берет авто на прокат прямо на Нюрбургринге.

В последние годы Кольцо стало не просто самым известным в мире автодромом, а вместительным центром досуга, круглогодично предоставляющим гостям более двухсот мероприятий, так или иначе связанных с автомотоспортом. Нюрбургринг вошел в десятку самых привлекательных достопримечательностей Германии, тем единственным местом, где любой посетитель с тайными амбициями может почувствовать себя настоящим гонщиком или реально прикоснуться к миру автогонок самого высоко уровня.

Такая возможность была предоставлена в том числе и вашему корреспонденту. Для тренинга нам предоставили специально подготовленные опелевские «зажигалки» — Corsa OPC Nurburgring-Edition, Astra OPC и Insignia OPC.

Напомним, что аббревиатура ОРС обозначает «Opel Performance Centre». Машины же с соответствующей приставкой прошли программу снижения веса и увеличения мощности. Их оборудовали гоночным обвесом, спортивной подвеской и более мощными тормозами. Кроме того, их салоны оснащены облегченными ковшеобразными сиденьями, а в нашем случае, еще и каркасами безопасности, который, разумеется6 не ставят на их дорожные версии.

Кстати сказать, нынешний 2013-ый стал годом возвращения «Opel» в большой автоспорт. К текущему сезону немцы подготовили две новые машины — Adam Cup и Astra GTC Cup. Первый, являющийся раллийной версией субкомпактного городского хэтчбека, оснащен 140-сильным мотором и секвентальной РКП. Он полностью соответствует требованиям FIA по классу моноприводных машин R2 и уже участвует в немецкой серии ADAC Opel Rally Cup 2013 года. Второй — «заряженная» Astra OPC с 300-сильным двигателем и регулируемым шасси. Она выйдет на старт VLN Endurance Championship и Кубка Astra OPC, который будет включать в себя 24-часовую гонку на трассе Нюрбургринг.

Причем тут Нюрбургринг и Нордшляйфе? Притом, что калибровка все машин, прошедших «школу» ОРС, проводится именно на этих треках. Стоит заметить также, что Insignia OPC сразу же после своего появления на российском рынке стала одним из лидеров в сегменте «горячих» полноприводных моделей D-класса, обладающих мощностью свыше 300 л.с. А с конца прошлого года Opel Astra OPC захватила лидерство в классе заряженных хэтчбеков. К примеру, только за первое полугодие 2013-го дилеры продали около 60 таких машин. И это на фоне снижения общего спроса на рынке.

Но вернемся к нашему тренингу. В качестве наставников к нам были представлены весьма известные в недавнем прошлом гонщики — главный инструктор Opel OPC Саша Берт и Клаус Панчирц. На поверку они оказались исключительно доброжелательными товарищами, которых не испортили громкие победы и призы их славной спортивной карьеры.

Суть тренинга «OPC Driving experience» состояла в том, что каждый из участников в течения дня должен был четыре раза пройти Нордшляйфе, находясь за рулем одной из «зажигалок», находясь при этом в колоне из трех машин. Во главе на красной Astrа ОРС шел один из инструкторов и по радио, как мама-утка во главе выводка, корректировал наши действия трассе. С каждым заездом скорость движения увеличивалась. Вроде бы все просто, но на первый старт, предназначенный для знакомства с трассой, думаю, все выходили с легким трепетом, тем паче, что одновременно с нами (не в колоне) мчались по Кольцу другие пилоты-любители, к тому времени уже прикатавшиеся.

Из трех ОРС-моделей (все 2013 года выпуска) мне (и, как выяснилось позже, не только мне) более всего пришлась по душе Astra. Она тут хороша буквально во всем: и по ездовым качествам, и в динамике, и по тому, как держала дорогу… На треке она оказалась и более удобной, и более надежной, и более приемистей. Скажу кратко: Insignia, все-таки являющаяся достаточно тяжелым и большим автомобилем D-класса, на Нордшляйфе вела себя слишком «солидно», задумчиво нагоняя ушедших вперед коллег. Несколько раз она «подводила» неожиданной отсечкой движка, хотя и подкупала сравнительно высоким уровнем комфорта. Corsa же, чертова «пигалица», так и норовила показать в неудобном месте свой злой спортивный характер, и ровной езды, как того требовал инструктур, у меня на ней получалось. А вот Аstra…

Итак, первый выезд. Каждому выдали подшлемник и карбоновый шлем. Нордшляйфе — это 26 км, 87 поворотов, из них более 30 – закрытых, время прохождения для нас в пределах 7 минут. Вспоминаю замечание великого Ники Лауда: «Тот, кто говорит, что ему нравится Нордшляйфе, или врет, или ехал недостаточно быстро». И в самом деле, для новичка – постоянное ощущение опасности, таящейся в трассе, в поворотах, да и резервных зон нет, если что — сразу в отбойник.

Мою подгруппу вывозил Саша Берт. Нас еще раз предупредили — настройки КП и электроники не трогать. Выстроились в колонну, я на Corsa в конце, второй — Insignia, во главе — Astra, идущая вслед за красной Аstra Берта. Поехали по трассе. Скорость в поворотах 50-60 км/час, на прямых или открытых участках – до 120. Три- четыре закрытых поворота очень крутые, градусов 120. Саша не выходит из эфира: «Следуйте в колонне строго за мной! Сейчас вправо, теперь в поворот, левей! Не отрывайтесь друг от друга! Не отставайте от меня! Левей, левей, теперь правей! Подтормаживаем! Берем вправо, пропускаем обгоняющие автомобили! Теперь прибавим! Пошли, пошли! Не отставать! Собрались в колону! ». Старательно выполняю указания Саши, одновременно внимательно слежу за дорогой и впереди идущим коллегой, иногда он отстает, потом нагоняем Берта с оглядкой на обгоняющих. Повороты старательно отрабатываем, следуя его подсказкам. Уф, приехали. Кайф!!!

Второй мой заезд вывозил Клаус Панчириц. Мне досталась Insignia . Клаус вел нас еще бережней, опекал по радио каждого в отдельности, в скорости прибавили. Я все время боролся с Insignia, общего языка мы с ней так и не нашли. Она то она визжала в поворотах, то начинала замедляться, приходилось усиленно работать ручкой КП, в результате, приехав, Клаус резюмировал: «Вы резковато ведете машину, нужно плавней входить и выходить из поворотов, плавность хода — путь к скорости!». Я же сделал для себя главный вывод, с которым согласились коллеги: нужно раз сто проехать по этой трассе, что бы примерно запомнить повороты, без этого чувствуешь себя щенком, в первый раз брошенным в пруд – плыви, мол!

В третий и четвертый мой заезд ведущим был снова Берт. Я оба раза на Astrа. Саша ощутимо прибавил скорость колонны. «Зажигалка» что надо: разгон весьма динамичный, но ровный, без ощутимых подхватов, в поворотах она, если что, еще сама и подправит, тормозит же на «пять с плюсом». Руль

реагирует остро, чувствительно, однако позволяет в повороте хорошо прибавить в скорости. А подвеска в Astra не обманывает — крены небольшие, но ты все время чувствуешь запас сцепления с дорогой, что позволяет более точно дозировать газ в поворотах.

Под конец, я даже позволил себе пошустрить, отогнав сомнения в собственном водительском мастерстве, тем паче, что Берт с каждым кругом все прибавлял, словно поддразнивая, мол, «не тушуйся, вперед»… Потом он и вовсе переставил меня вперед. Еду сразу за ним. Удается более-менее от него не отставать. Временами скорость — 180, несколько поворотов проходим на 150-ти, а в среднем — 120-130 км/ч.

Все, приехали! Кайф с драйвом! Лучший коктейль для пилота, даже если он всего-то любитель. Да еще и Берт порадовал: «С каждым заездом у Вас получается все лучше, а в последнем — вообще ехали молодцом!».

Ну, а на закуску нам устроили катание в «гоночном такси», т.е. Саша Берт за рулем, а ты рядом. Ему хорошо, он «зеленый ад» осваивает с 14 лет. Он ехал как на настоящей гонке, обгоняя все Porsche и Lotos, попадавшиеся по пути, с заездом на зубодробительные поребрики, причем так, что по спине у меня, порой, пробегал предательский холодок. Мастер!!!