Деньги для российских пилотов

В конце прошлой недели, как-то незаметно по сравнению с шумом месячной давности, прошла новость о предварительном календаре Формулы-1 на 2014 год. И хотя всемогущий Берни Экклстоун уже успел откреститься от слитого в Интернет документа, ясно, что утечка «дыма» произошла не без огня.

И пусть даже пока проскочила еще очень сырая версия - радует, что Гран-при России в Сочи в расписании сезона 2014 есть, как и было объявлено ранее, 19 октября! Так что, все разговоры по поводу «невключения заявки», похоже, заканчиваются исполнением всех необходимых ритуальных «плясок с бубнами» (пардон, «обязательными формальностями»), и больше не нужно замирать от страха до конца сентября, когда предварительный календарь опубликуют официально.

Но повод для волнений по-прежнему есть… Будет ли на старте российского Гран-при российский пилот? Безусловно, наличие собственного пилота на домашней трассе не является обязательным условием успеха гонки. Более того, армии поклонников Алонсо, Феттеля или Райкконена космополитичны, глобальны, а у нас в стране так и вовсе поклонение зарубежным пилотам - на уровне генотипа. Разве можно было подумать о своем пилоте и своей трассе в «королеве автоспорта» еще лет двадцать назад? Разве что помечтать! Вот и приходилось болеть то за Сенну, то за Шумахера. Но времена изменились. Российские гонщики массово выступают за рубежом. После многочисленных заходов на «королеву автоспорта» Виталию Петрову удалось отъездить три сезона в Формуле-1 и даже побывать на подиуме. И, похоже, в настоящий момент сразу несколько пилотов могли бы быть готовы занять место в болиде «первой формулы».

Естественно, не безвозмездно – после многочисленных кризисов и ограничений (в частности, табачные спонсоры до запретов десятилетиями составляли основу финансового благополучия Формулы-1) команды вынуждены собирать деньги с пилотов. Тот же Петров имел за плечами мощную спонсорскую поддержку. Но этим сейчас никого не испугаешь – ясно, что нужно быть, как минимум вторым Шумахером, чтобы попасть в современную Формулу-1 без обидного ярлыка «рента-драйвер». И то, могут денег попросить. Разница между приглашенными пилотами и рента-драйверами весьма размыта. Конкуренция во второй категории столь высока, что позволяет выбирать не абы кого, даже за деньги. Приглашенные пилоты также несут за собой бюджеты, однако, в этом случае, связь между гонщиком и деньгами не так очевидна. Спонсоры выбирают наиболее привлекательных в маркетинговом плане персонажей, само собой, харизматичных и талантливых, а не «потому что – папа!». И они даже получают зарплату.

Однако поскольку очевидных «шумахеров» в России пока не наблюдается, разве что в стрит-рейсинге, но за него лицензию не дадут, ясно, что придется раскошеливаться. Виталий Петров, который в начале сезона лишился не только контракта, но и менеджера, не скрывает, что ведет переговоры с несколькими командами, но все хотят денег. Несмотря на все симпатии болельщиков и прессы, Виталию пока приходится продолжать ходить с протянутой рукой, и чем ближе сезон 2014, тем менее вероятным кажется его возвращение. Хотя, конечно. В пользу Виталия говорит формулический накат, немалый опыт, знание трасс – вероятнее всего, если он вернется, то ездить будет, как минимум, достойно. Не раскорячиваясь поперек трассы, как иной раз любит делать заменивший его рента-драйвер Гидо ван дер Гарде.

Явно не опозорит Россию еще один наш представитель – 19-летний Даниил Квят. В прошлом году он провел весьма солидный сезон в Еврокубке Формулы Renault 2.0 – до последнего Квят претендовал на титул, и в итоге занял второе место. Пилот входит в молодежную программу Red Bull, и в этом году прекрасно выступает в младшей серии GP3 – на последнем этапе в Монце в минувшие выходные он выиграл первую гонку и занял второе место во второй. Такие высокие результаты позволили Даниилу приблизиться в личном зачете к лидеру чемпионата Фагундо Регалья - теперь их разделяет всего семь очков. GP3 – серия рангом пониже, чем GP2, однако здесь также основная часть гонок проходит на автодромах Формулы-1, а такие выпускники как Эстебан Гутьеррес, Вальтери Боттас и Жан-Эрик Вернь уже засветились в «королеве автоспорта». Болельщики окрестили Квята «русским Феттелем», а в прошлом году он совершенно официально был назван гонщиком года в России. Возможно, Даниилу пока было бы рано дебютировать в Формуле-1 (хотя тот же Себастьян Феттель не долго держался в младших сериях), но близость российского Гран-при вдохновляет… На самом деле, одно время считалось, что если не Петров, то именно Квят будет представлять Россию в Сочи. Но, похожу, будет иначе.

Каково было удивление, когда два месяца назад стало известно о начале сотрудничества трех российских окологосударственных компаний с командой «Sauber», естественно, с целью выставить в следующем году в Формуле-1 российского пилота. И главным фигурантом этой программы стал «темная лошадка» - 18-летний Сергей Сироткин, по случайному конечно же совпадению – сын одного из инвесторов… За это время Сергей успел съездить на базу команды, а также посидеть за рулем болида 2011 года в гоночный уик-энд в Монце. Несмотря на гиперобщительность с прессой, как со стороны самого Сироткина так и руководительницы «Sauber» Мониши Кальтеборн, более существенной информации «в сухом остатке» не обнаружено. Периодически появляются сообщения, что инвесторы не собираются платить (на какие шиши тогда будет ездить Сироткин?), по другой – что инвесторы уже начали что-то платить, то ли деньги вообще будут просить у Минспорта… В любом случае, пока вопросов больше чем ответов. Включая и, пожалуй, главный – сможет ли Сироткин со своим весьма скудным опытом в младших формулах получить суперлицензию ФИА, которая дает право выступать в Формуле-1. Пока его результаты (чемпион Евросерии Абарт, призер этапов Renault) не позволяют этого сделать. Однако, отсутствие необходимого бэкграунда можно компенсировать соответствующей программой тестов, которую готов организовать «Sauber» - естественно, не бесплатно… Пока же Сергей прокатит шоу-болид конюшни на ежегодном роуд-шоу в Сочи в конце сентября. Справедливости ради, стоит отметить, что Сироткина все же не раз называли одним из наиболее перспективных молодых гонщиков России. Да и платить за гонщика - не противоречит тенденциям современной Формулы-1. Вопрос в том – действительно ли найдутся деньги на российского пилота, а поболеть за него мы еще успеем… В любом случае, Формула-1 не обойдется без России – ведь один из Гран-при пройдет в Сочи.