Медведев назначил НАМИ ответственным за «Кортеж»

Как-то странно вдруг возбудились СМИ: ой-ой, какая сенсация, наконец выбран разработчик отечественных «членовозов», им станет НАМИ!.. Вообще-то «АвтоВзгляд» осветил данную новость еще в конце мая.

Зато прочая пресса вскинулась именно сейчас, среагировав на распоряжение Д. Медведева, в котором столичный ФГУП Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» назначается исполнителем госзаказа на разработку и постановку на производство посконно-отечественных машин для первых лиц (или, правильней будет сказать, тушек) российского государства. Медведевский документ повелевает институту разработать пилотный проект машин на базе единой модульной платформы. Все понимают, что тут имеется в виду проект «Кортеж», о котором уже много чего было сказано в начале этого года.

На самом деле еще весной Госдума и Совет Федерации одобрили поправку в бюджет страны, согласно которой НАМИ полагалось выделение первого миллиарда на реализацию проекта «Кортеж». Тогда планировалось, что потратить миллиардик предстоит на создание инженерного центра проекта и на работы по созданию макетов автомобилей. Для этого, кстати, институт имеет возможность привлекать в проект другие организации-исполнители.

Любопытная деталь: весной говорилось, что на «Кортеж» планируется потратить 18,4 млрд. рублей, из которых 12 млрд. готов оплатить федеральный бюджет. Помнится, в СМИ даже появились подробности этого мероприятия: якобы в рамках «Кортежа» должно быть выпущено 2500 седанов по 7,4 млн. рублей за штуку, 3500 внедорожников по 4 млн. и 1500 микроавтобусов по 1,5 млн. каждый. И производство должно начаться уже к 2017 году.

Напомним, что поначалу считалось, что разрабатывать и производить супермашины для чиновников (а именно так декларируется идея «Кортежа») будет компания Николая Фоменко «Маруся Моторс» в сотрудничестве с НАМИ. Но когда дело дошло до всамделишных госденег, о «Маруське» не стали даже упоминать. Что вполне объяснимо: зачем подпускать каких-то коммерсантов к дележке вкусной бюджетной суммы?!

Почему именно дележке? Да хотя бы потому, что по меркам автопрома подобный объем финансирования для создания с нуля такого букета машин, пусть даже и на общей платформе, выглядит по меньшей мере смехотворно. 18 млрд. рублей эквивалентны примерно $545 млн. На подобные проекты среднестатистическая мировая автомобильная компания тратит не менее $1 млрд — при том что у нее уже имеется и исследовательская и опытно-конструкторская база, и квалифицированный персонал.

«Кортежестроителям» все это придется создавать опять же с чистого листа, что потребует еще бог знает каких затрат. Тем более что есть серьезные сомнения в том, что у них вообще что-то путное получится в условиях непрерывных (куда ж без этого!) распилов-откатов и при абсолютно неизвестном уровне квалификации отечественных автоинженерных и дизайнерских кадров.

В общем, денежки, как мы видим, уже пошли из бюджета самым настоящим «кортежем» через чиновничьи ручонки куда-то в дебри старосоветской, «ордена Трудового Красного Знамени», школы автостроения. Ну да ничего: спрос за их «освоение», если вообще такое случится, наступит не раньше 2017 года. А до тех пор, как говорится, либо падишах помрет, либо осел…