«Российский тинейджер» потряс мир

На этой неделе формулический мир, не только российский, но и в глобальном масштабе, буквально потрясла новость о том, что 19-летний россиянин Даниил Квят станет боевым пилотом команды «Toro Rosso».

Радость отечественных болельщиков вполне понятна – перед лицом возможных, но туманных перспектив Виталия Петрова, а также весьма обтекаемых и маловразумительных заявлений «Sauber» о Сергее Сироткине, у России снова появился действующий пилот Формулы-1. Причем, в далеко не самой слабой команде. Мало того - в дочерней конюшне ведущей на сегодняшний день команды «Red Bull».

При этом, Даниила сложно назвать «темной лошадкой» - как раз он «проскакал» в «королеву автоспорта» на белом коне, классическим путем, успешно и прозрачно пройдя юниорскую программу «Red Bull» через младшие формулы. В прошлом году Квят стал вице-чемпионом европейской Формулы Рено 2.0, уже в нынешнем сезоне не раз побеждал в Формуле 3, а в серии GP3 идет на второй позиции в общем зачете и ведет борьбу за титул чемпиона. Даниил последовательно шел к Формуле-1 от картинга и младших формул, а с 2010 года работает в программе «Red Bull». Его имя давно на слуху, и приход Квята в Формулу-1 стал приятным, но логичным событием. Главный сюрприз – это то, что Даниила взяли в «первую формулу» уже сейчас! Многие связывают это с грядущим в 2014 году Гран-при России, а также с поддержкой неких российских спонсоров. Однако, в самой команде отрицают как первое, так и второе.

Да, босс команды Франц Тост ранее упоминал, что считает Квята слишком юным для дебюта уже в следующем году, но, похоже, начальник «Toro Rosso» изменил свое мнение. События второй половины сезона нарастали как снежный ком, претенденты из молодежной программы «красных быков» выступали в разных сериях и тестах, и теперь Тост утверждает, что именно Результат стал главным критерием выбора: «Квят произвел на нас большое впечатление своими выступлениями в европейской Формуле-3 и серии GP3. Его оппонент – да Коста не был столь убедителен, финишировав третьим в Мировой Серии Renault 3.5. В то время как Квят сейчас идет вторым в GP3, отставая на семь очков от Факу Регалия, и борется за титул. А Карлос Сайнс-младший - девятый…».

О российских спонсорах Даниил Квят говорит, что «дверь для них открыта», однако: «чтобы прийти в Формулу-1, особенно с такой командой как «Toro Rosso», главным критерием являются выступления и результаты»…

Некоторые сомнения вызывает возраст Квята и не такой большой накат на более мощных машинах. «Toro Rosso» принимает этот риск, а если речь идет о представительстве России, то другой российский пилот, Сергей Сироткин – почти на два года моложе, и опыта у него меньше, не говоря уж о результатах. Нынешний сезон Сироткин провел в Формуле Renault 3.5, завершив его на девятом месте в общем зачете с двумя подиумами. Более солидно в плане возраста и опыта выглядит Петров, но у него и перспектив поменьше. В то время как Квят, вращаясь в системе «Red Bull», при хороших результатах и доле везения, может бороться за место в «головной» команде. Ведь «Red Bull» систематически делает ставку на своих воспитанников - единственный пилот «со стороны», Марк Уэббер по окончании сезона покидает Формулу-1. Даниэль Риккиардо и Жан-Эрик Вернь – напарники соответственно Себастьяна Феттеля и Даниила Квята в 2014 пока не показали себя как гоночные гении. Вполне возможно, что «ход Квятом» - это попытка оживить собственную программу «Red Bull». И, кстати, курс на омоложение гонок Гран-при в последнюю декаду просто очевиден.

Спортивный консультант и руководитель молодежной программы «Red Bull» Хельмут Марко заявляет, что российского пилота предпочли еще недавно основному претенденту, 22-летнему португальцу Антонио Феликсу да Коста, благодаря «уверенному прогрессу Квята в течение 2013 года и его выступлениям на молодежных тестах в Сильверстоуне. Даниил – это смесь Себастьяна Феттеля и Кими Райкконена, с потрясающей скоростью и основательным подходом к работе, в сочетании со спокойствием и стрессоустойчивостью».

Помимо чисто спортивного интереса, «российский тинейджер», как его уже прозвала международная пресса, немедленно стал популярной медийной фигурой. И, конечно, приятно, что Россия получает пилота, которого даже очень злой язык не повернется назвать «рента-драйвером»…
По-прежнему высоки шансы, что Россия будет иметь минимум двух пилотов в пелетоне-2014. По слухам, Виталий Петров все-таки может вернуться в «королеву автоспорта» вместо… Сергея Сироткина в «Sauber». По утверждениям немецкой прессы, 29-летний Петров готов принести 30-миллионный пакет в испытывающую финансовые трудности команду, в то время как у Сироткина – проблемы с поддержкой, и Сергей все-таки сможет попасть в Формулу-1, но в качестве резервного пилота. Тем временем, Даниил Квят присоединяется к формулической программе «Toro Rosso» и примет участие в первой тренировке на Гран-при США в Остине и в Бразилии.