Грязный замес

В преддверии зимнего сезона спрос на квадроциклы традиционно растет. Тем более что благодаря производителям из Поднебесной квадрики перестали быть в нашей стране предметом роскоши. Что нужно знать, выбирая такую технику, чтобы не выбросить деньги на ветер и не дневать и ночевать в ремонтных боксах?

Бренд или не бренд? Вот в чем вопрос

Пожалуй, главный вопрос, который встает при выборе квадрика, — это проголосовать ли рублем в пользу китайского квадропрома или же поддержать американского (канадского или японского) производителя. Скажем сразу: если у вас денег в кошельке как у дурака фантиков, то однозначно покупайте технику от именитого производителя. И дело тут не столько в надежности ATV, сколько в подчеркивании своего статуса. Ну как еще в квадротусовке покажешь, что ты нереально крут? В костюме от «Brioni» в подмосковные «джунгли» не поедешь. Следовательно, по одежке тебя не встретят. Свиту в виде шкафов-телохранителей и длинноногой референтши на отдых брать по меньшей мере смешно. А Maybach едва ли доедет до опушки леса… Следовательно, единственный способ показать свой достаток и статус — приехать на самом дорогом, самом навороченном квадрике. Наиболее подходящий для «метания бисера» вариант — это какой-нибудь Can-Am с литровым мотором. «Нафаршированная» версия мотовездехода этой марки по цене переваливает за 1 000 000 рублей.

Ну а коли бюджет разгуляться особо не позволяет, следует рассматривать что-нибудь более приземленное, или, правильнее сказать, что-нибудь «поднебесное». Наиболее доступный китайский вариант полноприводного квадроцикла с объемом мотора в 300 «кубов» сегодня обойдется в 150 000–160 000 рублей. Для справки: за Yamaha Grizzly 350 (это с шильдиком «Made in Japan») с колесной формулой 4х4 придется выложить не меньше 345 000. При этом в «китайчонке» будут и литые диски, и защита рук, и зеркала, и поворотники, и лебедка, в то время как японский собрат за свою цену будет абсолютно «голым». При этом продавцы техники из Юго-Восточной Азии мамой будут клясться, что надежности «китайцу» не занимать, а гуманный ценник — это нераскрученность бренда, в то время как 50 процентов стоимости Yamaha — это, собственно, наклейка «Yamaha». Отчасти это правда. К примеру, некоторые продукты от той же «Yamaha» давным-давно делаются в Китае (владельцы популярного мотоцикла Yamaha YBR 125 знают, что по документам их двухколесный друг «Made in China»). Однако японская марка, сделанная в Китае, и чисто китайский драндулет — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. В итоге купить технику от именитого производителя зачастую оказывается выгоднее, чем польститься на «китайца».

За примерами далеко ходить не надо: Сергей Владимирович долго колебался, что взять: 500-«кубовую» Yamaha Grizzly за 435 000 рублей или же 800-«кубовую» «двухстволку» в полном «фарше» от китайского производителя «Cfmoto» за 325 000 рублей. Продавцы уболтали мужчину на более дешевый и более мощный квадроцикл. Однако на пробеге в 1000 километров (с момента покупки прошло месяца три-четыре) квадроциклист горько пожалел о своей «ставке»: ни с того ни с сего шатун вылез наружу. Два поршня, два цилиндра, половинка блока мотора, коленчатый вал, две головки блока цилиндров, куча всяких сальников, подшипников и прочего «бульона» потянули на 80 000 рублей. Плюс работа по переборке мотора еще 25 000 рублей. Простая арифметика: 325 000, заплаченные при покупке ATV, плюс 80 000, плюс 25 000 — и получилась сумма в 430 000 рублей. Попытка отремонтировать квадроцикл CF X8 по гарантии (а гарантия на него типа аж два года) не увенчалась успехом. Продавец

«Пятый сезон» обанкротился, а предъявить претензии представительству завода «Cfmoto» в России, компании «АВМ-трейд», тоже оказалось невозможно, поскольку дистрибьютор застраховался от подобных случаев, ввозя мотовездеходы через так называемые компании-прокладки.

Есть ли золотая середина, когда мотовездеход реально достойного качества, но при этом продается не по околокосмическим ценам? Да, есть. Это квадроциклы, произведенные в Тайване или сделанные в России, но из тайваньских комплектующих. Хорошей альтернативой «китаю» могут стать, к примеру, отечественные квадроциклы Stels (серия Dinli доступна покупателям с 600- и 800-«кубовыми» моторами). Стоимость той же стелсовской «восьмисотки» в базовой комплектации, в которой есть даже электроусилитель руля (!), — всего 290 000 рублей. К слову сказать, менее качественный аналог, сделанный в Китае, будет стоить на 40 000–45 000 рублей дороже.

Еще достойная тайваньская альтернатива «китаю» — это квадроциклы Cectek, Kymco, Sym, TGB. Живучесть этой техники в разы выше, нежели у продукции из Поднебесной, а вот цена по прайсу явно гуманнее стоимости «японии» или «канады».

Тряхнем стариной?

Решившего обзавестись квадроциклом терзает еще один вопрос: взять новую технику или бэу? Положа руку на сердце, скажем, что фраза «продаю квадроцикл в хорошем состоянии» — это блеф. Технику такого рода изначально покупают лишь с одной целью — использовать по прямому назначению. То есть нещадно убивать в грязи. И уж если вы отважились «донашивать» за кем-то квадроцикл, будьте готовы к тому, что вы стали участником олимпиады, в которой невозможно победить, а можно лишь участвовать.

Имеется в виду, что череде различного рода ремонтов не будет конца и края. Не успеете заменить ремень вариатора, как подойдет пора чинить редуктор. Осилили редуктор — потек радиатор. Устранили течь в системе охлаждения — начались проблемы в электрике… И этот список будет продолжаться до бесконечности. А если учесть, что запчасти для квадроциклов стоят примерно как железяки для приличной иномарки, уже через полгода вы с горечью будете констатировать факт: в ремонт квадроцикла вложено больше, чем он стоит.

Поэтому при покупке бэушного мотовездехода советуем смотреть не на его внешний вид (благодаря современной химии лоск придается даже ATV, находящемуся в предсмертном состоянии), а на состояние узлов.

Во-первых, мотор должен заводиться с полпинка. Прислушайтесь, чтобы не было каких-либо посторонних шумов. Если слышен шелест в вариаторе — к бабке не ходи, ожидается скорый ремонт данного узла. Металлические стуки и лязги в районе самого мотора — явный признак того, что силовому агрегату требуется переборка (замена шатуна, к примеру, или даже гильзовка цилиндра). Если продавец такой «погремушки» присядет на уши и будет рассказывать, что, мол, зажигание раннее, вот и позвякивает, дескать, надо подкорректировать, — знайте, что зажигание на мотовездеходах электронное и не имеет регулировок.

Обратите внимание на выхлоп. Если дымок с «глушака» валит белый — в камеру сгорания идет охлаждающая жидкость, а это как минимум грозит заменой прокладок или сальников. Ежели дым сизый и видны «плевки» масла — это явный признак просевших поршневых колец. И лечится эта беда исключительно заменой самих колец и цилиндра (в среднем ремонт такого плана с работой и запчастями выливается в сумму от 20 000 до 45 000 рублей, в зависимости от марки техники).

Наиболее достойный вариант — перед покупкой пригласить на смотрины специалиста по ремонту квадроциклов. Он и компрессию мотора замерит, и ШРУСы с шаровыми опорами пощупает — в общем, поможет за скромные 2000–3000 рублей сделать правильный выбор.

Литраж имеет значение

Многие россияне, надо заметить, помешаны на сумасшедших объемах мотора и лошадиных силах. Европейцу и в голову не придет купить Infiniti с мощностью силового агрегата свыше 300 «кобыл». Во-первых, налоги. Во-вторых, страховка. В-третьих, где использовать эту мощь, если кругом камеры фиксации нарушений? А нам эти вопросы чужды. Подумаешь, каких-то там 50 000 рублей налогов в год, и что нам эти камеры и приходящие пару раз в неделю квитанции на 500 рублей!

В мире квадроциклов наблюдается аналогичная тенденция. У нас выбирают технику не по функциональным особенностям, а исключительно по принципу «чем больше литраж, тем лучше». Но поверьте, если вы не собираетесь участвовать в соревнованиях по скоростному преодолению бездорожья, «лазутчик» с объемом мотора больше 600 «кубов» попросту не нужен. Мотовездеход — это не машина, оборудованная ремнями и подушками безопасности. Здесь любая ошибка чревата фатальными травмами. И как показывает статистика, чем больше мощность ATV, тем чаще владельцы такой техники оказываются на больничных койках и в моргах. Те, кто ездил на 800 «кубах» да на «литре», знают, о чем речь: чуть переборщил с газком — и уже через мгновение торчишь головой в березке. Квадроциклы с меньшим литражом не столь прытки, и шансов натворить глупостей на них гораздо меньше.

Есть так называемые малокубатурные квадроциклы с объемом мотора 150–200 см3. По чесноку, это драндулеты для подростков, чтобы кататься по парковым дорожкам. Подобные квадрики имеют лишь задний привод, как правило, цепную передачу и, как следствие, очень слабую проходимость: лужу преодолеет, но не более того. И не рассчитывайте, что на таком «чих-пыхе» можно ездить зимой, — буксовать будет на ровном месте. Если хотите квадроцикл на все случаи жизни, лучше взять модель с небольшой кубатурой (300–400), но, главное, с колесной формулой 4х4 и с карданной передачей крутящего момента на передний и задний мосты.

Лимузин для двоих

Променад на квадроцикле — занятие компанейское. Поверьте, бороздить в одиночку лесные чащи так же невесело, как справлять собственный день рождения, чокаясь рюмкой с зеркалом. Поэтому уж если выбирать квадрик, то лучше, чтобы на нем можно было разместиться вдвоем. Но здесь очень важно, чтобы мотовездеход был именно полноразмерным двухместником, а не так называемой «полуторкой». Суть в том, что двухместные квадроциклы имеют длину колесной базы не менее 2150 мм, ибо только при таких показателях векторы тяжести «рулевого» и пассажира, даже при подъеме в крутую гору, не выходят за габариты задней оси. А это значит, что ATV не встанет на дыбы при подъеме в кручу и, как следствие, не накроет собой ездоков.

А вот устанавливать на одноместный или полутораместный вездеход кофр с сидушкой для пассажира, приспособив тем самым технику под езду вдвоем, — затея опасная. Такие кофры устанавливаются на заднюю багажную решетку мотовездехода, рекомендованная нагрузка на которую составляет около 45–50 килограммов. Среднестатистический соотечественник весит приблизительно 85–90 кило, что для багажной решетки уже существенный перегруз. Если подскочить на какой-нибудь кочке, болты крепления могут лопнуть, и вся конструкция, состоящая из багажника, кофра и человека, смачно рухнет на землю. Еще одна опасность такого увеличения количества посадочных мест — это пресловутый вектор тяжести пассажира, выходящий за габариты колесной базы. Даже при штурме незначительного косогора квадроцикл как пить дать может сделать «свечку» или даже опрокинуться на экстремалов.

Возникает резонный вопрос: если одноместники так опасны, то какого рожна их вообще выпускают? Для справки: «Yamaha» в своей линейке вообще не имеет двухместных мотовездеходов (Yamaha Rhino с автомобильной компоновкой органов управления в расчет не берем, поскольку этот драндулет классифицируется как багги, а не как квадрик). «Коротыши» по сравнению с двухместными ATV имеют более хорошие показатели по маневренности и проходимости. Двухместный «покоритель грязевых ванн» на суровом бездорожье — все равно что лимузин в заставленном московском дворе. А одноместный квадрик или «полуторка» — что-то сродни малолитражке, которая в любую дыру пролезет.

Делаем вывод: если мотовездеход вам нужен для семейных покатушек или для езды без лютого экстрима в компании пассажира, то двухместный квадролимузин — идеальный вариант. Если же в ваших планах охота или рыбалка в местах, куда и пешком-то особо не пройдешь, то делайте выбор в пользу «коротыша», ибо лазучести ему не занимать.

Дополнительное оборудование или дополнительные траты?

Несмотря на отменную, как у танков, проходимость, есть вещи, без которых на off-road квадрику лучше и не соваться. Главный помощник на бездорожье — лебедка. И не надо от нее отнекиваться: мол, я не полезу туда, где она может понадобиться. Ну-ну… Лесные тропы бывают чертовски коварными: под грунтом, весьма плотным на вид, частенько скрывается болотная жижа. Стоит квадроциклу попасть в трясину, как он моментально ложится на брюхо и беспомощно вращает всеми четырьмя колесами. И поверьте, без дополнительной тяговой силы откопаться едва ли получится. Опытные квадроциклисты об этом знают и ставят лебедки как на переднюю часть мотовездехода, так и на «филейную».

Кроме того, ATV можно использовать не только как средство экстремального досуга, но и как работягу на приусадебном участке. Установив на мотовездеход отвал для уборки снега, запросто можно не только почистить дорожки около дома, но и пробить подъездные с трассы к фазенде. Но для того чтобы управлять шнеком (то бишь поднимать-опускать его вверх-вниз), потребуется электрическая лебедка.

Следующий неотъемлемый допатрибут — канистра с бензином. Несмотря на скромные показатели объемов мотора, квадрики «жрут» что заядлые алкоголики. Количество «выпитого» на злом бездорожье в среднем достигает 35–40 литров на сотню. На более или менее умеренной грязи можно рассчитывать на 18–20 литров на 100 км пути. Так что если нет желания куковать в глухомани без горючки — запас оной должен быть.

Еще один полезный для квадроциклиста гаджет — навигатор. В природе существуют специальные «поводыри» для ATV, отличительными особенностями которых являются водозащищенный корпус; экран, устойчивый к воздействию грязевых ванн; карты, отражающие характер и рельеф местности. Правда, стоит такая «приблуда» около 40 000 рублей. Но поверьте, смартфон с загруженной картой местности или простецкий навигатор, который можно укрыть от квадроциклетных невзгод в кармане одежды, тоже вполне сгодятся. Ведь, по сути, прибор нужен не для того, чтобы ориентироваться в лесных дорогах, а чтобы можно было понять, в каком направлении двигаться, если заблудишься. А если квадрик вышел из строя, благодаря навигатору можно указать точные координаты места, куда следует прибыть группе технической поддержки.

Выше мы перечислили, пожалуй, самые необходимые дополнительные опции для квадроцикла. А «допники» типа алюминиевой защиты днища, выносов радиатора, светодиодного света — это штучки для тех, кто «рубится» с грязью по-жесткому. Для обычного же обывателя подобные опции будут никчемной тратой денег.

Работа на запчасти

При выборе квадроцикла рекомендуем также уточнить стоимость запасных частей на приглянувшиеся модели. Дело в том, что ценники на расходники и наиболее часто выходящие из строя железяки частенько находятся за гранью добра и зла. К примеру, привод колеса для квадроциклов BRP стоит от 18 000 до 25 000 рублей, в зависимости от модели. При цене мотовездехода в миллион рублей пропорция вроде бы нормальная. Но вот квадрик BaltMotors Jumbo 700 стоимостью немногим больше 300 000 рублей. Отвалить денег за привод колеса придется как на BRP — 18 000 рублей (при этом качество детали будет далеко не таким, как у канадской марки). Для сравнения: эта же запчасть для самого дорогого из линейки квадроциклов Stels обойдется потребителю максимум в 7000 рублей.

Если пошерстить интернет-форумы квадроциклистов, то можно достаточно быстро выявить модели, годовое содержание которых обходится в половину стоимости самого мотовездехода, а иногда и больше. Судя по отзывам владельцев, наиболее затратный в эксплуатационном плане квадроцикл — CFmoto X8 Terralander. Двухцилиндровый мотор на данной модели настолько слабенький, что владельцам приходится обращаться в сервис для переборки двигла по два-три раза в год, отдавая за каждый визит по 100 000–110 000 рублей. То есть 12 месяцев владения этим мотовездеходом дороже его покупной цены. Про эту модель ходит даже такая шутка: мол, если хочешь, чтобы твой CF X8 не ломался, — не катайся на нем.

А вот наиболее бюджетные эксплуатационные расходы у квадроциклов Yamaha. Они и ломаются редко, и запчасти на них стоят более чем гуманно. Второе место можно отдать отечественным Stels. Они хоть и оказываются в сервисе почаще Yamaha (но однозначно реже «китайцев»), однако стоимость запчастей настолько бюджетна, что владение квадриком реально обходится в копейки.

Квадроциклист и закон

Отношение к квадроциклам у большинства российских пользователей — как к дорогой игрушке. Дескать, и под градусом погонять не грешно, и «права» мне в лесах-полях до фонаря… Отсюда растущие год от года травматизм и смертность. Официальной статистики на этот счет нет, но, по некоторым данным, в 2012 году в авариях с участием внедорожной мототехники (сюда относятся квадроциклы, снегоходы и багги) покалечились и ушли в мир иной порядка полутора тысяч человек. Годом раньше количество жертв было почти на 400 человек меньше. Ну а к концу 2013 года прогнозируется порядка 2300 погибших и пострадавших.

Проблема налицо, потому власть в последнее время все сильнее и сильнее закручивает гайки любителям «грязных и снежных танцев». Сотрудники ГИБДД и Гостехнадзора регулярно проводят совместные рейды, цель которых выявить ездоков без «прав»; лиц, управляющих в нетрезвом состоянии; не поставленную на учет технику. Ответственность за все нарушения, совершенные верхом на квадроцикле, такая же самая, как если бы все эти деяния были совершены на автомобиле. Коли пьяный — лишение в/у на годы долгие. Причем если застукали в состоянии нестояния в седле ATV, вам не только грозит лишение «прав» на внедорожную мототехнику, но и по суду запретят минимум на полтора года садиться за «баранку» автомобиля.

Отсутствие «прав» на квадроцикл вовсе чревато помещением техники на штрафстоянку. К слову сказать, для легитимного управления внедорожной мототехникой водительское удостоверение, выдаваемое ГИБДД, не подойдет. Тут потребуется «зверь» пострашнее — «права» тракториста-машиниста с открытой в них категорией АI. Принимает экзамены и выдает столь диковинные «корочки» Спецгостехнадзор. Международного аналога таких «прав» не существует. И если вы захотите повозиться в грязи где-нибудь в Европе, вам будет достаточно обычных автомобильных «прав» с открытой в них категорией А или В.

Можно ли ездить на мотовездеходе по дорогам общего пользования? При наличии тракторных «прав» с открытой в них соответствующей категорией — можно. Исключения — МКАД, Третье транспортное кольцо и автомагистрали типа трассы «Дон» или Новорижского шоссе. Кроме того, чтобы со стороны правоохранителей к вам не было претензий, помимо «прав» в вашем арсенале должны быть номера на квадроцикле, шлем на голове и желательно полис ОСАГО. С одной стороны, закон не обязывает страховать гражданскую ответственность владельцев квадроциклов, поскольку это внедорожная техника, на которой колесить следует вдали от цивилизации. Но с другой, выехав на дорогу, вы становитесь участником дорожного движения, а значит, в теории можете причинить вред соседям по транспортному потоку. Выходит, «автогражданка» в бардачке квадроцикла вам точно не повредит.

ПРОЦЕДУРНЫЙ ВОПРОС

Чтобы получить «права» на квадроцикл, необходимо сдать экзамены. Теория по безопасной эксплуатации самоходных машин включает в себя сто вопросов по ремонту и эксплуатации снегоходов, а также вопросы по медицине. Если у вас есть автомобильные «права», то вы будете освобождены от сдачи экзамена по ПДД. Практическая часть экзамена проходит на площадке. Соискатель удостоверения тракториста-машиниста должен продемонстрировать свое умение управляться с квадриком: стартовать с места, выполнить змейку, тронуться с эстакады, развернуться в ограниченном пространстве и заехать в гараж. На первый взгляд ничего сложного, но в действительности редко кому удается сдать экзамен с первой попытки. Уж слишком много нюансов.