Junior Campus и еще три места, где можно обучить ребенка правилам поведения на дороге

BMW открыла в Москве детский центр Junior Campus – некоммерческий проект, направленный на повышение безопасности среди самых юных участников дорожного движения. Он, к слову, назван уникальным, хотя это не совсем так.

С одной стороны, российских аналогов Junior Campus действительно не имеет. Во-первых, это, пожалуй, единственный крупный негосударственный образовательный проект, инициированный в рамках социальной корпоративной ответственности серьезной автомобильной компании. Во-вторых, он не является коммерческим, то есть обучение там абсолютно бесплатно. Мало того, он направлен не столько на индивидуальные занятия, сколько на работу с детскими учреждениями — детскими садами, детскими домами, школами, гимназиями. Таким образом, Junior Campus пусть частично, но берет на себя те функции, которые должно реализовывать государство посредством пропаганды БДД, что, кстати, закреплено в соответствующей федеральной программе. Однако, как она работает на практике, мы все прекрасно знаем.

Программа обучения рассчитана на детей от 5 до 10 лет и предполагает две ступени, рассчитанные на две возрастные группы (средняя – 5-7 лет и старшая 7-10 лет). Игровой семинар, как правило, проходит на трех площадках: «Лекторий», где дети знакомятся с темой, «Мастерская», где им предлагается создать автомобиль из различных предметов и «Трек», где дети будут выполнять задания как пешеходы, полицейские, водители на маленьких автомобилях и велосипедах.

В средней возрастной категории детей знакомят с базовыми понятиями, такими как «дорога», «светофор», «пешеход», «пассажир», «водитель». Они узнают, как правильно переходить дорогу и действовать в непростой ситуации.

Более продвинутый курс (который для участников постарше) включает знания об экологичных способах передвижения и жизненном цикле автомобиля. Например, в ходе одного из занятий детям предложено собрать автомобиль из конструктора и подручных материалов. Причем, не какую-то абстрактную машину, а авто конкретного типа — для выезда за город или для гонок. В процессе они должны не только подобрать правильную форму, но и подходящие материалы (нужной толщины и размеров), а также объяснить свой выбор.

[mkref=2563]

А теперь поговорим об альтернативах. Первое, что тут же приходит на ум – ставшая в последнее время обязательной пропаганда БДД в старших и подготовительных группах детсадов, а также в начальной школе. Идея абсолютно здравая, но исполнение – как всегда. Теоретически, проводить занятия должны гаишники, причем, специально подготовленные, умеющие работать с детьми. Но таких в органах мало. Поэтому, зачастую, в этой роли те же воспитатели (и то – по желанию), никогда толком не сидевшие за рулем и имеющие весьма размытое понятие о каких-либо тонкостях в ПДД.

Впрочем, случается, что люди в погонах добираются и до дошкольных образовательных учреждений. В основном, правда, по большим праздникам. Но даже в этом случае все зависит от человека и его подхода. Если они придет «зачитывать рапорт», крепкий младенческий сон через пару минут группе будет обеспечен. Или же, напротив, полное отсутствие внимания к предмету и к словам этого «странного дядьки», при живейшем интересе к его фуражке и звездочкам на погонах.

Наиболее близок по направленности к Junior Campus опять же гаишный ЮИД (Юные инспекторы дорожного движения). Цель этого проекта аналогична – повышение дорожной грамотности подрастающего поколения. Юные инспекторы изучают правила безопасного поведения на дорогах, ведут пропагандистскую работу среди сверстников, оказывают содействие сотрудникам Госавтоинспекции в проведении различных социально значимых акций и кампаний. Занятия тут также бесплатны, а кроме того, они еще и вполне успешно встраиваются в школьную или детсадовскую программу. Вот только курс этот, по большому счету не обучающий. Скорее, ЮИД – некий аналог «пионерии» только в усеченном варианте. То есть больше идеология, чем знания. Кроме того, в движение принимают только школьников, да и то не самого младшего возраста. Занятия проводятся, конечно, системно, но весьма ограниченно. Да, юидовцы ездят по садам и школам, одевают пилотки и подобие гаишной формы, рассказывают младшим и сверстникам о БДД (то есть ведут ту самую пропагандистскую работу). Вот только «выхлоп» от этих вояжей не так уж и велик. Во-первых, кто будет слушать сверстника, а во-вторых, даже если его и будут слушать, то лишь потому, что кому-то захочется «такую же форму и полосатую палку».

Еще один аналог Junior Campus в нашей стране – Юношеская автошкола. Эта некоммерческая организация создана на осколках советского ДОСААФ и тоже готовит реальных водителей (правда права они получают, как все – с 18 лет). Минимальный возраст обучающегося – 12 лет… Есть группы и для первоклассников, но они весьма малочисленны, да и готовят в них, скорее, не грамотных пешеходов, а будущих «безопасных водителей» в лучших традициях ОСАВИАХИМА, преемником которого советский ДОСААФ и являлся.

Кроме того, на этом, с позволения сказать, рынке есть и коммерческие организации. Там тоже научат малышей «безопасной дороге домой» и даже про светофор расскажут, но уже за деньги. Следовательно, у Junior Campus и тут есть солидное преимущество. Есть, правда, и недостаток. Во-первых, три из пяти рабочих дней отданы на откуп организованным группам, то есть детским садам, школам и общественным организациям, и лишь два дня – тем, кто пришел заниматься в индивидуальном порядке. Во-вторых, площадка одна и расположена она в Москве (в комплексе ARTPLAY). В-третьих, занятия не свободные, на них нужно записываться, а учитывая, что в группе не более 12 человек, количество желающих при определенном развитии событий явно превысит количество свободных мест.