Дилеры улучшений на авторынке не ждут

Кризис, естественным образом, прижал ни столько автопроизводителей, сколько работающих с ними дилеров, которые сегодня вынуждены в прямом смысле выживать в условиях отсутствия спроса и сильной закредитованности.

Агентство «Автостат» некоторое время назад опубликовало рейтинг городов по обеспеченности дилерскими центрами. Во-первых, аналитики выяснили, что основной пул игроков на рынке уже сформирован, и какие-либо «перемещения» между брендами и презентации новых салонов — не более, чем попытка оптимизировать бизнес-процессы внутри отдельной группы.

Второй немаловажный момент — количество этих самых дилеров. Оказалось, что в ряде крупных регионов с продавцами у нас уже явный перебор. И если Москву с Питером еще можно отнести к среднеобеспеченным мегаполисам, то в том же Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или в Казани на каждого дилера приходится менее 20 тысяч жителей. Лидером же общероссийского рейтинга стали Минеральные Воды, где за последние несколько лет сформировался крупный автомобильный кластер. В итоге, один дилер там дэ-юре обслуживает 3,8 тысячи человек. Правда, тут стоит оговориться, что такое размещение обусловлено в первую очередь соображениями логистики, а также тем, что в Минводах закупаются и жители близлежащих курортных городов, таких, как Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки и т.д. Однако главный вывод, к которому пришли эксперты «Автостата» — отсутствие объективных стимулов к дальнейшему расширению. Если крупные города с населением свыше 250 тысяч человек еще более или менее освоены, то более мелкие населенные пункты крупным игрокам не интересны. Это связано с завышенными инвестиционными требованиями компаний-дистрибьюторов, которые в принципе не позволяют выстроить успешную бизнес-схему, которая позволила бы окупить вложения.

В условиях высокой закредитованности предприятий в этой сфере, рентабельность на авторынке и так невысока, а ситуация, сложившаяся со спросом, и вовсе может привести к целому ряду банкротств уже в будущем году. В связи с эти дилерам придется развивать второстепенные бизнес-направления, а также сконцентрироваться на программах сервисного обслуживания.

Примерно те же тезисы несколько дней назад были озвучены и на пресс-конференции, прошедшей в ГК «АвтоСпецЦентр»: маржинальность продаж новых иномарок в ближайшее время останется весьма невысокой. Мало того, по оценкам представителей компании, объем рынка в 2,5-3,0 миллиона единиц на сегодняшний день является объективным потолком, преодолеть который можно, лишь обеспечив качественный рост благосостояния населения страны. Ни в 2014-м, но в 2015-м такого очевидно не случится, поэтому ставка будет сделана на развитие сервисных направлений и на систему trade-in.

Таким образом, крупные игроки рассчитывают пойти по тому же пути, по которому несколько лет назад прошли их европейские коллеги. В Старом Свете, правда, подобные программы всецело поддерживаются производителями, в России же торговля на вторичном рынке сейчас, как правило, реализуется силами продавца. Впрочем, не будем забывать про фирменные программы вроде Citroёn Select или BMW Premium Selection, которые позволяют клиенту приобрести проверенный автомобиль с полугодовой дилерской гарантией. Проблема в данном случае заключается лишь в том, что если люксовые бренды вовлекли в такие проекты практически всех своих дилеров, то массовые марки вынуждены заниматься более тщательным отбором. Но, так или иначе, этот процесс уже запущен, и в 2014- году он, наверняка, получит развитие.

В ходе пресс-конференции спикеры коснулись и вопросов расширения. ПВ частности, первый вице-президент ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Тузов отметил, что дальнейший рост дилерских сетей возможен лишь при снижении инвестиционных требований к центрам, размещаемых в малых городах. Тем не менее, определенный потенциал в таком развитии есть. Топ-4 наиболее популярных иностранных марок в России сегодня выглядит следующим образом: «Renault» (доля продаж — 7.6%), KIA (доля — 7.2%), «Hyundai» (доля — 6.6%) и «Chevrolet» (доля — 6.2%). Все эти бренды выступают в наиболее бюджетных сегментах. Renault Logan сейчас ожидает обновления, но тот же Hyundai Solaris, как и год назад, находится на пределе своих производственных возможностей (111 000 штук). «Chevrolet» при этом постепенно заменяет Daewoo Nexia на более современный Cobalt, определенного роста в будущем году стоит ждать и от «Nissan», который вывел на рынок седан Amera, а в середине будущего года запустит еще и сверхбюджетный «Datsun». В небогатых регионах и небольших городах эти машины останутся востребованными, тем более, что населенные пункты с численностью населения меньше 250 тысяч человек сегодня крупными продавцами практически не охвачены. Однако, освоение этих территорий, повторимся, возможно лишь в случае существенного пересмотра корпоративной политики и инвестиционных требований к официальным дилерам со стороны дистрибьюторов.