8160

Не акцизом, так налогом!

Сразу несколько чиновников Минфина инкогнито сообщили представителям прессы, что правительство не будет поднимать акцизы на бензин до 2017 года.
Изображение Не акцизом, так налогом!

Эту информацию распространили «Ведомости». По словам «источников», цифры, указанные в законе об акцизах на 2014–2016 годы, подписанном президентом Путиным осенью прошлого года, меняться не будут. Напомним, что документ устанавливает следующие параметры: с 2014 года бензин «Евро-5» будет облагаться сбором в размере 6450 рублей за тонну, в 2015–2016 годах акциз возрастет до 7750 рублей. Для бензина «Евро-4» аналогичные цифры составят 9920 и 10 800 рублей соответственно. С тонны «Евро-3» с 2014 года нефтяники заплатят государству 10 720 рублей, а в 2015–2016 годах — 12 780 рублей.

Наконец-то, скажет читатель, власти прекратят эту бесконечную гонку по все более глубокому залезанию в карман автомобилиста! Благодаря ей сейчас в стоимости каждого литра бензина на заправке примерно 70% всевозможных налогов, акцизов и сборов в пользу бюджета.

Только весь прикол в том, что наращивание темпов «доения» автовладельцев не уменьшится, а наоборот — будет нарастать, причем уже в самое ближайшее время!

Я имею в виду пресловутый «налоговый маневр» правительства в нефтяной отрасли. Оно уже окончательно решило поднять ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для нефти в 2014 году на 4,9% (с 470 до 493 рублей за тонну), в 2015-м — еще на 7,5% (до 530 рублей) и в 2016-м — еще на 5,5% (до 559 рублей за тонну).

Если сырая нефть подорожает, условно, на 5%, то литр бензина на бензоколонке подорожает гораздо больше, поскольку каждый из перепродавцов и переработчиков нефти «накрутит свой интерес» на дополнительные 5% стоимости сырья. Таким образом, увеличение НДПИ означает автоматический ежегодный рост цен на АЗС на гораздо более серьезные величины, нежели 4,9, 7,5 или 5,5%.

Нельзя не вспомнить также, что и без «маневра» с НДПИ правительство уже запланировало рост розничных цен на топливо в 2014–2015 годах. За этот период каждый литр бензина дважды подорожает на 5% путем увеличения акциза на топливо класса «Евро 4». То есть повышение цен на бензин на АЗС меньше чем на 3–4 рубля в год в течение ближайших двух-трех лет можно будет за счастье считать.

Чтобы заранее упредить комментарии маститых «экспертов топливного рынка», обожающих проводить параллели налогового манипулирования цен на бензин с зарубежными странами, приведу следующие цифры. В России, с ее нынешней средней ценой Аи-95 на одну среднюю зарплату можно купить 715 литров моторного топлива.

В нефте- и газодобывающей Норвегии, славящейся рекордными розничными ценами на бензин (около 81 рубля за литр на наши деньги), на одну среднюю зарплату можно купить втрое больше топлива, нежели в России, — 2161 литр! Про США, где бензинчик сейчас в среднем стоит на рубль дешевле, чем у нас, и говорить не хочется — 3515 литров топлива на одну среднеамериканскую зарплату! И даже в Германии (68,8 рубля за литр), стране, где нефтяных вышек отродясь не было и не предвидится, на среднюю немецкую зарплату можно приобрести вдвое больше бензина, чем у нас, — 1430 литров! К чему это я? А к тому: в прочих странах власти тоже дерут налоги с автомобилистов. Вот только делают это с применением не только жадности, но и здравого смысла. Наши-то, похоже, так и будут тупо повышать и повышать сборы и пошлины на топливо.