Не акцизом, так налогом!

Сразу несколько чиновников Минфина инкогнито сообщили представителям прессы, что правительство не будет поднимать акцизы на бензин до 2017 года.

Эту информацию распространили «Ведомости». По словам «источников», цифры, указанные в законе об акцизах на 2014–2016 годы, подписанном президентом Путиным осенью прошлого года, меняться не будут. Напомним, что документ устанавливает следующие параметры: с 2014 года бензин «Евро-5» будет облагаться сбором в размере 6450 рублей за тонну, в 2015–2016 годах акциз возрастет до 7750 рублей. Для бензина «Евро-4» аналогичные цифры составят 9920 и 10 800 рублей соответственно. С тонны «Евро-3» с 2014 года нефтяники заплатят государству 10 720 рублей, а в 2015–2016 годах — 12 780 рублей.

Наконец-то, скажет читатель, власти прекратят эту бесконечную гонку по все более глубокому залезанию в карман автомобилиста! Благодаря ей сейчас в стоимости каждого литра бензина на заправке примерно 70% всевозможных налогов, акцизов и сборов в пользу бюджета.

Только весь прикол в том, что наращивание темпов «доения» автовладельцев не уменьшится, а наоборот — будет нарастать, причем уже в самое ближайшее время!

Я имею в виду пресловутый «налоговый маневр» правительства в нефтяной отрасли. Оно уже окончательно решило поднять ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для нефти в 2014 году на 4,9% (с 470 до 493 рублей за тонну), в 2015-м — еще на 7,5% (до 530 рублей) и в 2016-м — еще на 5,5% (до 559 рублей за тонну).

Если сырая нефть подорожает, условно, на 5%, то литр бензина на бензоколонке подорожает гораздо больше, поскольку каждый из перепродавцов и переработчиков нефти «накрутит свой интерес» на дополнительные 5% стоимости сырья. Таким образом, увеличение НДПИ означает автоматический ежегодный рост цен на АЗС на гораздо более серьезные величины, нежели 4,9, 7,5 или 5,5%.

Нельзя не вспомнить также, что и без «маневра» с НДПИ правительство уже запланировало рост розничных цен на топливо в 2014–2015 годах. За этот период каждый литр бензина дважды подорожает на 5% путем увеличения акциза на топливо класса «Евро 4». То есть повышение цен на бензин на АЗС меньше чем на 3–4 рубля в год в течение ближайших двух-трех лет можно будет за счастье считать.

Чтобы заранее упредить комментарии маститых «экспертов топливного рынка», обожающих проводить параллели налогового манипулирования цен на бензин с зарубежными странами, приведу следующие цифры. В России, с ее нынешней средней ценой Аи-95 на одну среднюю зарплату можно купить 715 литров моторного топлива.

В нефте- и газодобывающей Норвегии, славящейся рекордными розничными ценами на бензин (около 81 рубля за литр на наши деньги), на одну среднюю зарплату можно купить втрое больше топлива, нежели в России, — 2161 литр! Про США, где бензинчик сейчас в среднем стоит на рубль дешевле, чем у нас, и говорить не хочется — 3515 литров топлива на одну среднеамериканскую зарплату! И даже в Германии (68,8 рубля за литр), стране, где нефтяных вышек отродясь не было и не предвидится, на среднюю немецкую зарплату можно приобрести вдвое больше бензина, чем у нас, — 1430 литров! К чему это я? А к тому: в прочих странах власти тоже дерут налоги с автомобилистов. Вот только делают это с применением не только жадности, но и здравого смысла. Наши-то, похоже, так и будут тупо повышать и повышать сборы и пошлины на топливо.