ГИБДД ужесточает требования к кандидатам в водители

Реформа процесса обучения и приема квалификационных экзаменов на гордое звание водителя близка к завершению. Фактически готовы к утверждению правительством не только новые, прогрессивные программы обучения на все категории и подкатегории транспортных средств, но и новые правила сдачи экзаменов на «права», подготовленные ГАИ.

И если говорить о последних, то это тот редкий случай, когда придорожные полицейские сумели включить мозги и выдвинули к соискателям заветных «корочек» жесткие, но справедливые требования, фактически исключив возможность сдачи экзаменов недостаточно подготовленным к управлению скутером-мотоциклом-автомобилем-автобусом кандидатом. Хотя и оставили лазейку для коррупционной составляющей процесса. Но в любом случае — честно ли будет проходить гражданин испытания или «через заднее крыльцо» — для многих эта процедура станет дороже.

Плата за пофигизм

На первый взгляд экзаменационный процесс остался прежним. Сначала сдаешь теорию, затем «площадку», потом экзамен по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения. Не сдал один — к следующему не допустят. Но! Теперь за каждый экзамен будут брать отдельную госпошлину, как и за каждую попытку переэкзаменовки. При этом повторная проверка знаний будет проводиться не раньше чем через 7 дней, а каждая последующая после третьей и дальнейших неудач — не ранее чем через 30 дней. То есть мало того что серьезно потратишься, так еще и психологический груз начнешь накапливать, терять, так сказать, запал и кураж. Другими словами, имеются все резоны учиться, а не зубрить. Особенно если учесть, что даже сейчас в среднем по стране с первого раза получают водительское удостоверение менее половины его соискателей.

Однако тут есть нюанс, тот самый — коррупционно-емкий. Дело в том, что подавляющее число курсантов валятся не на теории, а на практике. И здесь гаишники предлагают позолотить ручку аффилированным с ними структурам, чтобы быть уверенным в благополучном исходе.

Дело в том, что у ГИБДД катастрофически не хватает собственных машин для приема экзаменов. С другой стороны, и автошкола не может гарантировать, что выделит своему курсанту авто в назначенный гаишниками день (по новым правилам каждому выпускнику назначается свой день и час, а не как это было раньше — всей группе разом), особенно если речь идет о переэкзаменовке. И где брать машины?

ГИБДД считает, что можно разрешить предоставлять их фактически любому юридическому или физическому лицу. На первый взгляд очень удобно — рядом с экзаменационным подразделением всегда найдется свободная «тачка». Да вот беда: индивидуал или физлицо, не ведущее обучение, а заинтересованное только в «круглосуточном» обороте своего автопарка, довольно скоро вытеснит с экзаменационных площадок-маршрутов транспорт лицензированных автошкол. Причем гаишники ему в этом помогут, ведь они тоже заинтересованы в бесперебойности процесса. Ну а дальше по накатанной: если обратишься за машиной к «правильному» человечку (а он в обязательном порядке предложит через него «забашлять» инспектору) — сдашь, будешь дожидаться машины от автошколы или гаишной — обязательно срежешься. Поэтому, как считает экспертное сообщество, предоставлять автомобили должны только организации, осуществляющие лицензированную образовательную деятельность. Иначе для граждан выйдет сплошное разорение и не будет никаких стимулов к учебе.

Плата за комфорт

Другая предлагаемая ГИБДД новация хотя и придется по душе многим курсантам, но тоже станет им в копеечку. Речь идет о возможности сдать экзаменатору из ГАИ теорию и «площадку» в стенах родного учебного заведения, а не в гаишном офисе (то есть «выпускные» экзамены в автошколе становятся «вступительными»). Правда, сделать это можно только в школах, располагающих идентичными гаишным аппаратно-программными комплексами для приема теоретического экзамена и автоматизированным автодромом для экзамена по первоначальным навыкам управления т/с. Понятно, что обучение на столь продвинутых курсах будет, по крайней мере в Москве и Питере с их «золотой» землей, несколько дороже. Хотя, как показывает опыт того же Челябинска, где подобный автодром существует уже несколько лет, стоимость обучения может и не вырасти. И тут, наверное, автошколам нужна помощь государства. Учитывая высокую социальную значимость процесса подготовки водителей, земли под автодромы должны выделяться бесплатно или по очень льготным арендным ставкам.

Плата за лень

Не лишним будет напомнить, что теперь можно учиться ездить и сдавать экзамены исключительно на машине с «автоматом». Но при этом управлять авто на «ручке» вы не сможете. И если жизнь заставит пересесть на транспортное средство с механической трансмиссией, придется вновь сдавать экзамены. Правда, только «площадку», но опять же с оплатой госпошлины и арендой подготовленного автомобиля. И зачем терять деньги и время, особенно если учесть, что, по единодушному автоэкспертному мнению, обучение на машине с «ручкой» изначально делает вашу езду более безопасной.

…Одним словом, чтобы сэкономить на экзаменах в ГАИ и одновременно выйти в свободное автомобильное плавание более-менее уверенным в себе водителем, необходимо хорошо учиться, не пользоваться услугами «жучков» и не искать легких путей. Проще не бывает!