10156

Курсантов автошкол начнут учить по-новому уже в апреле

Новые программы обучения водителей проходят экспертизу в Минюсте
Со дня на день вступят в силу новые программы обучения водителей, подготовленные Минобром. Эти документы наконец-то позволят автошколам выпускать на дорогу более подготовленных рулевых. Правда, далеко не всем автошколам…
Изображение Курсантов автошкол начнут учить по-новому уже в апреле

Напомним, что ревизия всего процесса обучения будущих водителей и проверка их знаний в ГИБДД стали возможны после вступления в силу кардинальных поправок в Закон РФ «О безопасности дорожного движения». И процесс подготовки обучения курсантов по новым, прогрессивным программам-методикам близок к завершению. Так, на днях Минюст заканчивает обязательную экспертизу подготовленных Минобром документов и их вступление в силу — дело считанных дней.

И надо заметить, что одна из главнейших проверок, которую проходят подобные бумаги, — на коррупционность. Программы Минобра, судя по всему, выдержат ее с честью, что очень не нравится ряду объединений автошкол, не готовых работать легально и открыто, без «серых» схем. А новые программы их раз и навсегда закрывают. Ведь, согласно им, автошколы помимо прочего должны пройти обязательное лицензирование, невозможное без проверки ГИБДД материальной базы (классов, автомобилей, уровня подготовки преподавательского состава) и четкого следования в процессе обучения собственно программам с заложенными в них часами обучения разным водительским премудростям.

«Серые» автошколы потянуть всего этого не смогут и вынуждены будут уйти с рынка. А поскольку не хочется — придумывают разные поводы, чтобы как минимум затормозить принятие смертельных для них документов.

Однако поскольку работали над ними профессионалы, придраться по большому счету не к чему. Зацепка есть всего одна — излишняя нагруженность новых программ дисциплинами, в которых массовый автолюбитель не нуждается. И на основании этого предлагается новые формы и методы обучения вообще не вводить.

Действительно, в проекте Примерных программ, подготовленного Минобрнауки, есть такое понятие, как «профессиональный цикл обучения». Он сравнительно небольшой и присутствует далеко не во всех программах. Его нет как такового в программах подготовки на категории «М», «А»^ «А1» и В1, а также во всех «Е»: «ВЕ», «СЕ», «DЕ» и соответственно «С1Е», «D1Е». Как удалось выяснить, в программах «С» и «D» эти темы были всегда — просто потому, что эти категории транспортных средств изначально предназначены для перевозок пассажиров и грузов. Так что же вызвало такую панику в рядах некоторых представителей «профессиональной общественности»? Неужели те 14 академических часов пресловутого профессионального цикла, которые предусмотрены программой категории «В»? Взяв калькулятор и пересчитав часы в астрономические, получилось 10 часов, то есть три-четыре аудиторных занятия. И с этого момента мне не поверилось, что так активно могла бы развернуться борьба за исключение 14 часов из одной-единственной программы, чтобы была необходимость пересматривать весь пакет документов, включая федеральный закон. И тогда передо мной встал вопрос: а с чем же тогда на самом деле объявлена борьба теми самыми представителями «профессионального сообщества» (последняя их «всероссийская конференция» состоялась на днях в Карелии. Правда, участие в ней не приняло ни одно из авторитетных и масштабных объединений автошкол страны)? Проанализировав целиком программы подготовки, я наконец-то нашел ответ.

Борьба объявлена отнюдь не содержанию предметов и циклов, а самому принципу подготовки, заложенному программами. И тому порядку, который должен наступить в системе подготовки водителей после принятия всех документов. Кому же так не нужен порядок? Посмотрев список спикеров вышеупомянутой конференции, я нашел ответ и на этот вопрос. Оказывается, один из основных организаторов — в недавнем прошлом «центральный» сетевой самоподготовщик страны. Памятуя о том, что самоподготовка отменилась еще 5 ноября прошлого года, я поинтересовался: а чем сейчас занимается этот деятель? Зайдя на сайт автошколы, им возглавляемой, обнаружил, что, оказывается, некоторым закон не писан и отмена самоподготовки не сподвигла работать должным образом. То же впечатляющее количество филиалов, то же совсем не впечатляющее количество лекций, и очень заманчивая цена — 6800 рублей, а для студентов и вовсе 5600 (при том что полноценные автошколы просят за свои услуги от 15 000 рублей в провинции до 33 000 в Москве). По всей видимости, при таком раскладе наводимый порядок действительно может сильно подорвать столь успешно действующий лохотрон, завернутый в обертку «образовательного холдинга» и скорее всего приносящий очень неплохой доход. А за такой кусок пирога можно и побороться. Не волнует таких горе-бизнесменов, что по их вине на дорогу выезжают недоучки, прошедшие укороченную в разы, отнюдь не профессиональную подготовку. Вот и ищут они изо всех сил, каким бы предлогом воспользоваться, чтобы развернуть закон вспять, чтобы заменить профессиональное обучение на «соответствующую подготовку или переподготовку». Только на соответствующую чему? Интересам нелегального антисоциального бизнеса?