Доллар и авторынок: будущего нет

То, что 2014-й станет для работающих в нашей стране автомобильных компаний серьезным испытанием, было понятно с самого начала: весь прошлый год продажи активно падали, и январь никаких изменений не принес. Теперь же у нас еще и обвал рубля случился...

С началом «крымской кампании» и после последовавшей за этими событиями реакции фондового рынка финансовые аналитики уже без тени сомнения (и без какого-либо пафоса) говорят о том, что необходимость платить по 40 рублей за доллар — не фантастика, а объективная реальность. Как, собственно, и переваливший за 50-рублевый порог евро... Хотим мы того или нет, но платить эти деньги придется, поскольку ЦБ просто не в состоянии ежедневно тратить по 10 миллиардов на поддержание курса. В ближайшие пару дней финансовый рынок, может, еще и отыграется, но явно не вернется на прежние позиции. Кроме того, учитывая реакцию Запада, ближайшие месяц-полтора мы будем наблюдать вполне отчетливое пикирование национальной валюты.

Государству, к слову, это достаточно выгодно, поскольку такой обвал существенно повлияет на размер внутреннего долга, который за последние годы вырос весьма существенно. То, что при этом обесценятся еще и зарплаты, — не более чем побочный эффект. В любом случае отдельно взятый индивид, так или иначе имеющий отношение к определенной госсистеме, никогда не стоил дороже обрывка использованной туалетной бумаги...

Впрочем, все это лишь наблюдения непрофессионала, являющегося финансистом исключительно на бытовом, сугубо семейном уровне. Тем не менее некоторое отношение к автомобильному авторынку позволяет мне сделать не только пару выводов, но и прогнозов, не самых, надо сказать, обнадеживающих.

Итак, если коротко: российский потребительский рынок последние пару дней находится в нокдауне. Что касается автомобильного сегмента, то тут вполне можно говорить о глубоком нокауте, который, вполне вероятно, вскоре перейдет в кому, и хорошо, если в медикаментозную.

После публикации январских отчетов, совпавших с первым доолимпийским скачком курса, ряд работающих в автомобильной тематике журналистов весьма осторожно начали говорить о том, что повышение цен все-таки окажется чуть выше запланированного: инфляция, утилизационный сбор, валютный рынок... Тогда все сошлись на том, что стоимость локализованных авто поднимется на 3-5%, импортируемых — на 7-10%. Но прогноз тот, как оказалось, был весьма оптимистичным. Разумеется, рассматривали в представительствах и пессимистичные сценарии, однако то, что мы наблюдаем сегодня, попросту сделало ту работу бесполезной.

Дело в том, что компании исходили из максимального курса в 45-47 рублей за евро. Реальное же повышение, как мы видим, гораздо выше, притом никаких предпосылок к коррекции нет и не предвидится. Тем не менее рассчитываться с головными офисами (а они в большинстве случаев европейские) за поставленные машины им все равно придется. Причем, как вы понимаете, не в рублях. Так откуда производитель возьмет эти деньги? Ответ лежит на поверхности: их заложат в стоимость, так что 10% на импортируемые авто можно смело умножать на два, а то и на два с половиной...

С машинами, собираемыми в России, ситуация ничуть не проще. Формально автомобильная компания, в свое время вложившаяся в строительство завода или заключившая соглашение о контрактной сборке, на внутреннем рынке должна платить в рублях. То есть в теории проблем у нее поменьше, но это опять же не снимает с нее обязанности платить по счетам, выставленным головными предприятиями, поскольку именно они обеспечивали первоначальные инвестиции (на этот раз уже в валюте), а теперь занимаются обеспечением бесперебойного производственного процесса. Его, кстати, пускать на самотек тоже нельзя — при загрузке меньше 70% завод начинает работать в убыток.

Таким образом, если импортеры еще могут минимизировать потери за счет физического сокращения поставок, то эти компании оказываются заложниками ситуации: производить меньше нереально, продавать больше — тоже...

И вот тут мы возвращаемся к общей картине, складывающейся на российском авторынке. Январь — минус 6%, февральский показатель будет чуть оптимистичнее, но только потому, что в феврале прошлого года, в отличие от «нулевого» января, динамика была отрицательной. То есть интерес к новым авто за последние два месяца продолжил снижаться. Однако тогда мы еще не платили по 37 рублей за доллар и по 50 рублей за евро!

Притом мы явно находимся в самом начале этого процесса. Снижение стоимости национальной валюты, очевидно, продолжится. То есть деньги в стране в очередной раз подешевеют, жизнь подорожает, и без того неинтересные россиянам (еще и заметно подорожавшие) автомобили станут вовсе никому не нужны. Кстати, а нефтяники под это дело наверняка еще и цены на моторное топливо повысят. У них же нет картельного сговора, зато есть «вкусный» внешний рынок, где платить им будут все в той же валюте.

Таким образом, российский авторынок будет в буквальном смысле слова уничтожен, стерт в порошок и расщеплен на атомы. Посыпятся слабые производители, перекредитованные по самые гланды дилеры, давно взявшие за правило оплачивать текущие поставки за счет операционной прибыли. Кое-кто из клиентов, кстати, по этой причине может остаться без уже заказанного им автомобиля...

К какому уровню продаж мы при этом вернемся? К 2009 году? Вряд ли. Скорее к середине «нулевых», когда многие производители считали за счастье за год выползти хотя бы из 20-30 тысяч экземпляров.

Впрочем, это, может быть, и неплохо. Российский авторынок в последние годы напоминал гигантский мыльный пузырь, существующий не благодаря, а вопреки здравому смыслу. Нас вынуждали переплачивать за новые машины, за кредиты, за страховки (эти виды бизнеса, кстати, тоже сильно просядут), за не всегда качественное гарантийное обслуживание. Теперь денег на это у массового клиента просто не останется, то есть основные игроки столкнутся с банальнейшей проблемой выживания. Вот тут-то в ход обычно и идут проверенные инструменты — скидки, программы лояльности... И как только все это заработает, мы с удивлением обнаружим, что клиент-то, в общем, по-прежнему «всегда прав», что производитель, как, собственно, и дилер в состоянии зарабатывать не только за счет маржи, но и за счет оборота, а также за счет недорогого, но вполне качественного обслуживания, за счет продажи машин на вторичном рынке. Как это, собственно, происходит в тех же Штатах. Иными словами, у России сейчас есть шанс прийти к справедливому ценообразованию, главное, чтобы эта волна локального финансового кризиса продлилась до конца следующего календарного года. Это довольно долго, но оно, пожалуй, стоит того...