VW Multivan Pan Americana: три миллиона причин его не купить

На свете очень мало машин, которые три разных человека, обладающие ну очень разными автомобильными вкусами и предпочтениями, однозначно рекомендовали бы к покупке. Но Multivan способен не только на это.

Если кому интересно, это я про себя и своих коллег… Мы действительно очень по-разному относимся к машинам и очень часто спорим по поводу достоинств и недостатков того или иного продукта. В общем, единодушие в таком коллективе выглядит довольно странно. Еще более странным в данном случае выглядит не менее единогласное, но вполне реальное желание стать обладателем далеко не самой однозначной машины на российском авторынке. Хотя бы потому, что мы говорим о коммерческом вэне. Правда, сначала задайте себе вопрос: готовы ли вы отдать 3 миллиона за «Фольксваген»?

Любые однообъемники в России — выкинутые деньги. Они могут быть тысячу раз удобнее любого кроссовера или внедорожника и в пятьсот раз функциональнее седана, но вы всегда можете быть уверены, что продадите такой автомобиль в лучшем случае за половину его первоначальной стоимости. Кто-нибудь из вас пробовал продать, например, Opel Zafira или Mazda5? Это нереально, особенно если сделку надо завершить как можно быстрее. «Падать» придется так, что вы наверняка не раз задумаетесь: а не оставить ли эту машину себе? А теперь представьте, что вы продаете не семейный минивэн, а коммерческий.

Эта та машина, которую в 99% случаев назовут «маршруткой» или рабочей лошадью. Парадокс в том, что если вам нужно именно исполнение Multivan (а еще есть Caravelle и, например, Transporter), вам придется иметь на счете около 2 миллионов. То есть денег он стоит как нормальный среднеразмерный внедорожник, вроде Explorer или Grand Cherokee, причем в эту сумму не включены опции, коих у VW, как правило, очень много. Тем не менее, я бы назвал эту машину лучшим «Фольксвагеном», на котором я вообще когда-либо ездил.

Дело даже не в том, что многие до сих пор очень трепетно относятся к моделям Т1 и Т2, которые недавно завершили свой жизненный путь, а в том, что, на мой взгляд, мы говорим о единственной модели компании, где функциональность и комфорт начисто перекрывают любые недостатки. То есть речь в данном случае именно о том автомобиле, полностью соответствующем традиционной немецкой концепции — максимум личного пространства при минимуме лишних изысков.

Скажу сразу, что на тесте у нас была не простая версия, а «мультик» в исполнении Pan Americana, то есть исключительно гражданский полноприводный автомобиль с вполне приличным по российским меркам клиренсом. Под капотом — 2-литровый 180-сильный турбодизель, спаренный с коробкой DSG. Надежность последней оставим за скобками, ибо авто в маркетинговых парках во время тестов, как правило, не ломаются. Но в целом о тандеме могу сказать массу приятных слов: тяги предостаточно как для города, так и для трассы.

И хотя в спорткар этот довольно-таки тяжелый «вэн»TDI превратить, естественно, не в состоянии, ускоряется Т5 весьма прилично. Средний расход с учетом столичных «пробок» — чуть больше 10 литров. Шумность, разумеется, повышена, но лично меня за 10 дней это ни коим образом не покоробило, тем более что «тракторный» рокот легко забивала система вентиляции, причем, не гулом, а свистом вырывающегося из дефлекторов воздуха.

Она тут чересчур уж производительна. С другой стороны, если учесть, что в этой машине сзади еще как минимум три метра пространства (и два потолочных блока воздуховодов), это тоже не назвать недостатком – даже в лютые морозы в машине тепло...

Недостатком в данном случае можно считать только одно — стоимость. Без малого 2,9 миллиона. Как вам? По большому счету, это уровень линейки Highline, которую немцы усиленно позиционируют как бизнес-класс. Еще немного, и это мог бы быть BMW X5! Впрочем, я тут вроде как о достоинствах собирался высказаться…

Так вот, как бы то ни было, но я по-прежнему хочу себе такую машину. Внешние данные тут, разумеется, ни при чем: автобус как автобус, большой, солидный и по-немецки безэмоциональный. Его даже смешные наклейки не украшают. А учитывая, что издалека они похожи на вмятины, это первое, от чего бы я отказался не раздумывая. В остальном же, как я уже говорил, это царство образцовой «фольксвагеновской» эргономики.

Центральной консоли в привычном для нас «легководов» понимании тут нет, зато есть хороший такой бокс для двухлитровых бутылок, над ним — двухсекционная выдвижная пепельница с встроенными по бокам подстаканниками. И все это не считая приличного бардачка и отсека для карт в верхней части кокпита. Никакого эстетического наслаждения. Но, черт возьми, когда ты ими пользуешься, такое ощущение, что проектировали и собирали все это исключительно под тебя. С функциональной и эргономической точки зрения все практически безупречно.

Почти также безупречен Multivan и сзади. «Галерка» — цельный трехместный диван, а перед ним — два раздельных кресла, которые можно устанавливать и по ходу, и против хода движения. Стандартное оборудование. Мало того, чтобы трансформировать салон, нужно задействовать всего пару рычагов, кресла даже с креплений снимать не нужно.

На «глухой» стене при этом размещены боксы, а также ниша со складным столом. Это, конечно, не офисный вариант, но вполне себе походный. Выезд на пикник в таком авто — элементарное мероприятие. И это притом, что у вас по-прежнему полно места для багажа. В общем, даже двенадцатичасовой вояж в Pan Americana переносится без какого-либо ущерба для психики и здоровья.

Не сильно от трансрегиональных пробегов пострадает и кошелек. Про средний расход я уже сказал, трассовый при этом укладывается в 8 литров, что, в общем-то, довольно удивительно, поскольку говорим мы о машине, формально способной брать на борт около тонны различных грузов. Не факт, конечно, что при полной загрузке расход останется таким же, но серьезных изменений за это время я не обнаружил.

Кроме того, «мультик» отлично стоит на дороге. Асфальт, без сомнения, его стихия. Единственная неоднозначная вещь — его внедорожные способности. Формально повышенный клиренс, неокрашенные бампера и наличие системы 4motion с блокировкой заднего дифференциала должны увеличивать «радиус поражения», реально же «вэн» довольно нервно реагирует на изменение качества покрытия. Проще говоря, на грунтовке его трясет. Причем в самом плохом смысле этого слова — мелкие ямки и камни «разматывают» его весьма серьезно. Увеличение скорости же ничего не дает — шума становится больше, плавности еще меньше… Вот по песку или по неглубокой глиняной «каше» (с внедорожником Pan Americana все-таки путать не стоит) он идет ровнехонько. А учитывая, что водитель сидит почти на передних колесах, управлять им одно удовольствие. Мало того, что вы все видите, он еще и при повороте в такой радиус вписывается, который иному компактному кроссоверу не под силу.

Плюс тяговитый мотор и вполне себе умная коробка… Если не ставить перед ними сверхзадач, Multivan — отличный вариант на все случаи жизни. В него легко влезают три-четыре велосипеда, причем без ущерба для пассажировместимости. На нем легко можно выезжать на выходные в горы, чтобы покататься на досках… Он может все, я даже не представляю, что он сделать не в состоянии. Но как бы то ни было, я уже нашел три миллиона причин его не купить. И, боюсь, каким безупречным бы не был Pan Americana, у большинства заинтересовавшихся этим вэном клиентов их будет не меньше.