Новые «права» для недоучек

Сомнительные автошколы, не обладающие соответствующей базой для нормального тренинга будущих водителей, предлагают снизить число часов практического вождения с 50 до 12 и отказаться от, без преувеличения, жизненно важных форм и методов обучения.

Новые программы обучения водителей, разработанные Минобром совместно с МВД, Минтрансом, Минздравом и при деятельном участии участием экспертов профессионального сообщества, до сих пор так и не вступили в силу. По совершенно непонятным причинам их принятие сейчас тормозится Минэкономразвития, о чем портал «АвтоВзгляд» неоднократно рассказывал. В итоге ГИБДД грозится со дня на день вообще прекратить принимать экзамены на «права», а все автошколы страны рискуют быть закрытыми.

На этом фоне активизировались представители так называемых серых автошкол: предприятий, которые за смешные деньги, не утруждая ни себя, ни курсантов полноценным обучением, выдают им полноценные справки о прохождении полного цикла обучения. В итоге на дорогах плодится число потенциальных убийц.

Однако если предложенные Минобром программы все же будут утверждены, «серым» придется попросту уйти с рынка, поскольку программы предъявляют серьезные требования к материально-технической базе автошкол, а у «серых» она уверенно стремится к нулю.

И чтобы не потерять свой сомнительный «бизнес», эти школы, пользуясь странной позицией Минэкономразвития, предлагают изменить минобровские документы таким образом, чтобы, не вкладываясь в оснащение и переоснащение себя любимых, продолжать стричь купоны.

Курс обучения потенциального убийцы

И на днях они предложили через некую «Ассоциацию автошкол Москвы» снизить число часов практической езды в учебном предмете «Вождение транспортных средств категории «B» (для транспортных средств с механической трансмиссией)» с 50 до 12 (движение в темное время суток и/или сложных метеорологических условиях — 4 часа; движение на автомагистрали или скоростной дороге — 4 часа; движение вне населенного пункта — 4 часа).

То есть, если говорить нормативным языком, в соответствии со ст. 26 ФЗ «О безопасности дорожного движения», где сказано, что к сдаче экзаменов допускаются лица... прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение, а необходимый объем устанавливается именно программами, которые обязательны к исполнению, то получается, что все, кто откатали 6 занятий по 2 часа, в ГИБДД будут просто обязаны допустить к экзаменам, поскольку обязательный норматив будет выполнен.

Маневрам не обучен

Так же эта ассоциация предлагает полностью отказаться от первоначального обучения маневрам на учебной площадке (автодроме). По всей видимостью, не с целью повысить качество обучения курсантов, а чтобы сэкономить на содержании и обустройстве этих самых площадок. Однако статистика сдачи экзамена на площадке именно в Москве говорит о том, что лишь 20% выпускников автошкол сдают эти упражнения с первого раза. Неужели настолько циничен подход к обучению? Если посмотреть внимательнее на предлагаемый ее учебный план по вождению — выходит, что так.

ПДД не для всех

В нем, например, полностью отсутствует обучение в городе. Зато предлагаются автомагистрали. Неужели директорам школ, входящих в ассоциацию, неизвестно, что учебная езда на автомагистралях запрещена Правилами дорожного движения? Да, наверное, было бы правильно учить курсантов ездить и на автомагистралях. Только для этого сначала надо внести изменения в ПДД, а не обвинять Минобр в отсутствии прогрессивных взглядов. Равно как и в том, что в соответствии с законом все водители должны стать профессионалами.

Денег хочется нестерпимо

Любопытен и их подход к так называемой модульности минобровских программ. Модульность, напомним, подразумевает, что, к примеру, если в 16 лет водитель получил права категории «М», то в 18, когда он решит получить категорию «B», ему не нужно будет как сейчас проходить все обучение заново. Основной блок предметов (88 часов) по новым правилам будет изучаться один раз, при получении водителем своего первого удостоверения. При обучении на на новую категорию «базу» ему просто перезачтут на основании свидетельства об окончании автошколы, действие которого бессрочно. Такой перезачет позволит практически вдвое сократить сроки и, соответственно, цены на обучение для тех, кто имеет любую открытую категорию или подкатегорию.

Но не считая введение модульности прогрессивным в принципе, тем не менее «эксперты» упомянутой ассоциации тут же уловили другой нюанс: базовый цикл перезачитывается. А соответственно, финансовая составляющая за теоретический курс тут же «уплывает». Поэтому их прогрессивность заключается в предложении повторять базовый цикл в обязательном порядке, даже если у человека есть и «права», и стаж управления. Они пишут: «Считаем также, что сам принцип формирования содержания базового цикла не совсем верным, так как его прохождение при первоначальном обучении (на первую получаемую категорию) является одноразовой процедурой и в дальнейшем при подготовке водителей на другие категории ни в каком виде не воспроизводится. Учитывая, что предметы, изучаемые в базовом цикле являются определяющими с точки зрения безопасности и в условиях постоянного изменения законодательства в этой сфере, требуют регулярного изучения (повторения), считаем необходимым включить некоторые разделы базового цикла, такие как «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Основы управления транспортными средствами», «Первая помощь» в сокращенном варианте в Специальный цикл при подготовке на последующие категории ТС». Но зачем же так лукавить, господа? В проекте программ черным по белому написано, что «учебные предметы базового цикла не изучаются при наличии права на управление транспортным средством любой категории или подкатегории (по желанию обучающегося). То есть обучающийся сам определит, нужно ли ему освежить знание ПДД для сдачи экзаменов в ГИБДД. Но, по всей видимости, это и не устраивает руководство московской ассоциации — надо, чтобы все шли поголовно. А то, не дай бог, у клиента открыта какая-нибудь там «М» или «А». Он же денег за теорию заплатит в три раза меньше — за 46 часов вместо 138.