Ласковый ТагАЗ

Таганрогский автомобильный завод переходит в собственность Андрея Разина — продюсера группы «Ласковый май». На обанкротившемся предприятии планируется возобновить производство легковых и коммерческих автомобилей, что пока никому не удалось.

Андрей Разин готов выступить в роли мецената и вытащить завод ТагАЗ, на котором многие уже поставили крест, из глубокой долговой ямы. В свое время Разин вложил деньги, заработанные на группе «Ласковый май», в земельные участки в Сочи — всего около 40 штук размером примерно по 10 соток. Стоимость этой земли продюсер «Ласкового мая» оценивает в 850 млн. долларов США, активы ТагАЗа стоят примерно 150-200 млн. долларов, не считая долгов на сумму 810 млн. долларов.

Разин планирует сначала арендовать, а затем полностью выкупить завод. Сейчас он ведет переговоры с кредиторами, в числе которых ВТБ, которому ТагАЗ должен 7,37 млрд. рублей, «Сбербанк» требует 4,35 млрд. рублей, «Газпромбанк» желает вернуть свои 3 млрд. рублей, а «Росбанку» и «Абсолют банку» завод задолжал по 1,6 и 1,1 млрд. рублей. Еще около 6,6 млрд. рублей подлежит выплате банку «Донинвест», но его Разин приобретает в собственность вместе с еще несколькими активами: «Азовским комбинатом детского питания» (АКДП) и «Азовским стекольным заводом» (АСЗ). Продукцию последних Разин планирует активно поставлять в Крым.

На возрожденном ТагАЗе Андрей Разин планирует возобновить производство китайских автомобилей. В его планы входят не только легковые модели, в числе которых предприниматель называет некую молодежную модель и внедорожник, но и школьный автобус вместительностью не больше 22 мест, машину для ЖКХ и даже уникальный автобус для инвалидов, которому в России не существует аналогов. Как это будет достигнуто, предприниматель не объяснил.

В начале февраля 2014 года Арбитражный суд Ростовской области признал завод банкротом и ввел конкурсное производство на предприятии сроком на пять месяцев. Управляющим был утвержден Артем Евсеев, занимавший ранее пост внешнего управляющего заводом .
По сути ничего нового для обанкротившегося предприятия Разин не придумал. Последним крупным проектом ТагАЗа стало четрехдверное купе «Аквелла», которое по состоянию на февраль 2014 года разошлось тиражом в 50 седанов. Автомобиль до сих пор производится, и, говоря о молодежной модели, Разин мог иметь ввиду именно TagAZ Aquila.

Внедорожником может стать Chery Tiggo, машинокомплекты для которого были закуплены еще в 2013 году, но производство так и не началось. Кроме того, в середине февраля министр энергетики и промышленности Ростовской области Александр Гребенщиков проговорился о том, что восстановлением ТагАЗа может заняться «FIAT Chrysler». В частности, чиновник сообщил о возможном начале сборки одной из моделей Jeep до июля 2014 года (год назад речь шла о крупноузловой сборке Jeep Grand Cherokee). Контракт этот будет выгоден обеим сторонам, ведь, согласно постановлению правительства РФ №166, «FIAT Chrysler» до 2017 года необходимо найти площадку для сборки машин на территории России, чтобы начать работать в льготном режиме промышленной сборки. Представители итало-американской корпорации и Александр Гребенщиков также подтвердили, что завод находится в полностью рабочем состоянии.

В планах Разина есть и школьный автобус, который производится на базе Hyundai County Long. Он собирался ТагАЗом и ранее. Машина для нужд ЖКХ и автобус для инвалидов, пусть даже такой, у которого нет конкурентов, поднять с ног Таганрогский завод вряд ли смогут. Так как же планирует Вадим Криворотов (он же Андрей Разин) возрождать и приводить к прибыли завод, не изменяя ничего в его прежней политике? Возможно, у него есть какие-то тайные рычаги, появившиеся вместе с партбилетом «Единой России» в феврале 2013 года?