Кто греет руки на падающем рынке

Комитет автопроизводителей АЕБ подвел итоги апреля. И они, мягко говоря, не радуют. Тем не менее, некоторые компании чувствуют себя в таких условиях вполне уверенно. Правда, в основном за счет отдельно взятых моделей. О них мы и расскажем.

Но сначала об общих тенденциях: рынок в апреле сел на 8%, общее же падение с начала 2014 года опять достигло 4%. Эта цифра уже фигурировала в отчетах за февраль, но мартовский «ноль» ее в итоге ополовинил. Многие аналитики тогда восприняли это, как добрый знак, тем не менее, «позитивные тенденции» на самом деле были связаны с низкими результатами, показанными в мае 2013 года.

Впрочем, «АвтоВзгляд» об этом совершенно лишнем «головокружении от успехов» писал еще месяц назад (подробности – тут). Мы предупреждали, что мнимое улучшение спровоцировано не только фактором низкого старта, но и тем, что многие марки, провалившие начало сезона, добирают недостающих клиентов, и что процесс этот почти завершен. Собственно, все так и случилось.

Если смотреть на итоги апреля, то положительной динамикой могут похвастать лишь полтора десятка производителей. Притом, стабильностью их результаты в большинстве своем не отличались, то есть в предыдущие месяцы они то росли, то падали. Мало того, больше половины из них выступают вне пределов Топ-25, а это значит, что их показатели на общее состояние российского рынка почти не влияют.

Наконец, весьма характерные изменения случились и в личном зачете. Во-первых, в минус впервые с начала года ушел Hyundai Solaris, а уверенно прогрессировавший Duster оказался в нуле. Второй месяц подряд падает спрос на Toyota RAV4, хотя в конце прошлого года этот кроссовер числился лидером сегмента. Не лучше дела обстоят и у Sportage. В феврале он вроде бы обогнал RAV4 и сдававший позиции первый Qashqai, но сегодня опять прозябает в конце списка. Впрочем, связано это, скорее всего, с запуском рестайлинговой версии. Так что апрель для этой модели показательным быть не может, если тенденция сохранится и в мае, тогда можно будет говорить о том, что российскому клиенту машина разонравилась.

Впрочем, есть на рынке и те машины, которые пока демонстрируют вполне приличную динамику. Показатели не всегда объективны, однако, учитывая специфику этих моделей, в том, что они в итоге закрепятся в верхней части таблицы можно даже не сомневаться.

KIA Rio: 9045 машин, плюс 7%

Тем не менее, список «отличников» открывает уже вполне заслуженный Rio. Соплатформенный Solaris сбросил пару процентов, тут спрос, напротив, увеличился. Каких-то 700-750 машин и KIA догнала бы соотечественника, но этого не случилось. И вряд ли произойдет в ближайшее время – вряд ли корейцы стремятся к тому, чтобы их бестселлеры боролись между собой, им вполне достаточно второй и третьей позиции в личном зачете. Им ведь вскоре предстоит еще и с русским Datsun бороться.

LADA Largus: 5889 машин, плюс 40%

Двузначная динамика российской копии Dacia никого удивлять не должна – год назад машина все еще считалась не популярной, но перспективной, а АВТОВАЗ тем временем боролся с разного рода производственными проблемами, что явно сдерживало спрос на машину. Теперь же Largus спокойно поднимается до соответствующего ему уровня.

LADA Priora: 5212 машин, плюс 5%

Пусть небольшой, но все-таки рост покупательского интереса к Priora связан сразу с двумя факторами. Первый – в начале прошлого года АВТОВАЗ сократил производственную программу на модель в связи с тогда еще грядущим увеличением объемов выпуска Largus и Granta. Второй – недавнее обновление машины. И того, и другого хватило, чтобы привлечь 250 лишних клиентов. Вот сохранится ли положительная динамика в ближайшие 4-5 месяцев – большой вопрос. До этого момента результаты падали вместе с рыночными показателями.

Nissan Almera: 5798 машин, плюс 1100%

Тут все просто: апрель 2013-го для Almera стал стартовым месяцем. В дилерскую сеть японцы тогда успели отправить лишь 500 автомобилей, теперь же продажи идут полным ходом. Кстати, подобные результаты модель будет выдавать еще как минимум полгода, поскольку соответствующих планам объемов на АВТОВАЗе достигли лишь в октябре.

Hyundai ix35: 3119 машин, плюс 54%

По сути, Hyundai ix35 – еще один автомобиль, демонстрирующий неплохие показатели за счет низких прошлогодних результатов и агрессивного маркетинга в текущем году. В феврале 2013-го корейцы немного подняли цены на кроссовер, а после начали активно продвигать новые машины. В итоге, тот потерялся. За ум же они взялись уже ближе к концу сезона, и чтобы не потерять позиции в единственном растущем сегменте рынка, принялись работать над спросом. В результате, уже несколько месяцев ix35 показывает результаты, сравнимые с показателями KIA Sportage.

Toyota Camry: 2987 машин, плюс 6%

Судя по всему, популярность Camry зависит не только от чисто рыночных факторов – спрос то немного падает, то снова уходит в небольшой плюс. Причем, происходит это довольно хаотично. Видимо, тут сказывается госзаказ – Toyota поставляет седаны Прокуратуре, Министерству обороны и еще целому ряду властных структур. А они закупают продукцию не слишком регулярно. В данном случае более логичного объяснения появлению лишних клиентов не находится.

Nissan Juke: 2837 машин, плюс 71%

После схода с арены старых генераций X-Trail и Qashqai, Nissan Juke на короткое время оказался чуть ли не единственным кроссовером марки на рынке. Но, чтобы привлечь под свои знамена без малого 1200 человек, этого оказалось бы мало. Реальная причина куда прозаичнее – в Женеве компания показала рестайлинговую версию, поэтому дореформенные модификации начали продаваться с неплохим по современным меркам дисконтом. Но халява скоро закончится – предзаказы на новый Qashqai уже давно собираются, он вот-вот поступит к дилерам. X-Trail же запустят в середине лета...

Toyota Corolla: 2450 машин, плюс 1%

Последний автомобиль в нашем списке – Toyota Corolla. И ее история, увы, ничем не отличается от истории большинства его участников. В прошлом году машина нового поколения только пришла на рынок и в течение первого квартала постепенно набирала обороты. К маю же спрос вышел на соответствующий модели уровень, тем не менее, в апреле он был чуть ниже, чем обычно. Именно по этой причине апрель 2014-го Toyota закончила в плюсе. Но в следующем месяце, видимо, он сменится на минус: йена растет по отношению к доллару, рубль по отношению к нему же уже упал, поэтому вопрос цены и тут стоит довольно остро. Поклонников у модели полно, но их количество не безгранично.

Иными словами, никаких тенденций к улучшению нет и не предвидится, что, в общем-то, подтверждают и комментарии профессиональных аналитиков.