6913

Почему производители не откажутся от ММАС

Столичное моторшоу понесло потери, но на экспозицию они не повлияют
В четверг стало известно, что на ММАС-2014 не будет целого ряда производителей: UAZ, SsangYong, Isuzu, Volvo и «Группа ГАЗ» отказались от участия, сославшись на слишком высокую стоимость аренды. Мы выяснили, почему их примеру не последуют другие.
Поделиться
Изображение Почему производители не откажутся от ММАС

Как пишут «Ведомости», пресс-службы упомянутых выше брендов и производителей уже подтвердили, что на ММАС-2014 в «Крокус Экспо» их не будет. Основная претензия – ценник в 185 евро за квадратный метр площади, установленный для участников. Надо признать, что по европейским меркам это достаточно дорого: во Франкфурте, Париже и в Женеве стоимость несколько ниже, притом, все три мотор-шоу входят в пятерку крупнейших мировых автосалонов и явно опережают московский и по статусу, и по отдаче, и по организации.

Тем не менее, организаторы ММАС уже парировали выпад арендаторов, объяснив их демарш отсутствием новых моделей, что, кстати, тоже вполне обосновано. Тот же ГАЗ, наконец-то похоронив «Волгу», собственное легковое производство закрыл, отдав предпочтение контрактной сборке и сконцентрировавшись на коммерческом транспорте. И поскольку Московский автосалон в первую очередь ориентирован на покупателей легковых автомобилей, особого смысла в участии Группы в выставке, в общем-то, нет, ей куда проще сконцентрироваться на узкоспециализированных площадках. Это, к слову, в разговоре с «Ведомостями» подтвердила и вице-президент «Группы ГАЗ» Елена Матвеева. То же касается и Isuzu, которая свои легковые авто в Россию официально вообще не поставляла.

Главные новшества Volvo – моторы Drive-E и новый мультимедийный комплекс. То есть новых моделей у шведов действительно нет, а следующее поколение ХС90, как бы нам не хотелось обратного на ММАС не привезли бы ни при каком раскладе, как бы нам не хотелось обратного. Статус автосалона премьере не соответствует. У UAZ и SsangYong проблемы , в общем-то, те же. Ульяновцы ничего нового не представляли уже несколько лет, готовясь к перезапуску Patriot, а корейский минивэн Stavic уже сегодня новым-то не назвать, а через несколько месяцев он и вовсе будет считаться старой моделью. Но в то же время, ни в 2012-м, ни в кризисном 2010-м отсутствие новинок для участия в автосалоне непреодолимым препятствием для производителей не становилось. Иными словами, война между выставочным центром и компаниями-экспонентами вошла в финальную стадию. И ее развязка наступит весьма скоро.

Напомним, что открытое противостояние длится уже около года. Автомобильные компании и прежде высказывали недовольство высокими арендными ставками, не соответствующими ни уровню организации, ни охвату. Прошлым летом об этом говорили Renault и АВТОВАЗ, прямо призывая коллег бойкотировать выставку. Миллион посетителей – не так уж и много. Это, конечно, больше, чем в Детройте, но не стоит забывать, что NAIAS случается не раз в два года, и что кроме него в США есть еще, как минимум, три-четыре не менее крупных мотор-шоу. И стоимость участия там заметно ниже. Китайские автосалоны тоже обходятся дешевле, притом, объем посетителей там несоизмеримо выше. Как, собственно, и емкость самого авторынка.

А в России в последнее время с клиентами, мягко говоря, не очень. По прогнозам большинства аналитиков, а также некоторых автомобильных топ-менеджеров в 2014 году падение спроса достигнет 20%. То есть, если никаких дополнительных катаклизмов не случится, к концу декабря мы едва перевалим за 2 миллиона автомобилей и, скорее всего, выпадем из Топ-3 крупнейших рынков Европы. Серьезные маркетинговые траты в такой ситуации производителям, естественно, ни к чему, тем более, что спад имеет объективные причины, от автомобильных компаний напрямую не зависящие. Не стоит забывать, что через несколько недель после Московского мотор-шоу, в Париже стартует Mondial de l'Automobile, кстати, старейший в Старом Свете. И платить за него тоже придется. Однако, повторимся, учитывая тот факт, что местный авторынок начал-таки расти, а статус площадки вместе с уровнем организации (во всяком случае, свет там в самый разгар презентации не вырубается) явно выше, участие в нем, определенно, выглядит более привлекательной сделкой. Последнее обстоятельство вполне способно повлиять на то, что список отказников пополнится еще несколькими именами, впрочем, не факт, что они окажутся «громкими».

Во-первых, некоторые компании от участия не откажутся ни в коем случае. АВТОВАЗу, например, придется поддерживать реноме крупнейшего российского производителя. Кроме того, у завода есть что показать публике, да и новый менеджмент обязан показать первые результаты работы. У Renault при этом есть новый Logan, у Nissan – двойник Duster, названный Terrano и Datsun on-Do, компанию которому вскоре должен составить клон LADA Kalina. А Skoda только что начала продажи Rapid... В общем, у многих марок есть, что пропиарить.

Кое-кто при этом будет пиарить даже не конкретные авто, а самих себя. В частности, это касается Acura – последнего японского премиум-бренда, который еще не бывал в России. Lexus, даже провалившись на рынке, все равно пойдет «прицепом» за Toyota, но реальной необходимости в родственной поддержке сегодня нет – результаты лучше, чем можно было бы ожидать. Та же история с Infiniti. А Audi, BMW и Mercedes не откажутся от участия по политическим мотивам. Отказ, в любом случае, был бы воспринят соперниками, как проявление слабости. Кроме того, дела в России у них по-прежнему идут вполне прилично.

Второй момент – наличие собственного производства. Взять тот же PSA. Денег у французов в обрез, новинок, как следствие, тоже практически нет, но есть завод в Калуге и стремление поправить дела на развивающихся рынках. А отказ от участия в крупнейших региональных (в том числе и в российском) мотор-шоу росту доходов явно не поспособствует.

В-третьих, среди потенциальных участников автосалона есть марки, которым нужно набирать популярность. Доля рынка FIAT и Jeep пока крайне далека от той, которую они должных занимать. Американцы уже вовсю работают над тем, чтобы выправить ситуацию, для итальянцев же возможность быть на виду – своего рода, задел на будущее, поскольку они готовят кардинальную перестройку модельной линейки. Кроме того, теперь под их юрисдикцией еще и Alfa Romeo. И ее тоже надо поднимать...

Четвертый и последний в нашем списке фактор – участие в процессе Комитета автопрозводителей АЕБ (Ассоциация европейского бизнеса), который в этом году является посредником между компаниями и администрацией ММАС. Каждый новый участник принесет организации определенную прибыль. Но с другой стороны, она же выступает в роли некоего регулятора, призванного утрясти острые моменты во взаимоотношениях, в том числе и финансовые.

Иными словами, демарш пятерки производителей на общий расклад сил не повлияет. В ряде случаев, как видно, участие в ММАС окончательно теряет какую-либо целесообразность – Isuzu и ГАЗ. А в остальных он действительно вызван отсутствием новинок и, как следствие, желанием сэкономить. Те, кому есть что показывать, о бойкоте даже не заикнулись. Искать достойную альтернативу нужно было начинать еще в 2012-м.

Тем не менее, это не решает проблему высокого ценника, которая с каждым разом становится все более острой. В прошлом году французы предлагали перенести экспозицию на другую, более доступную площадку. И подобные призывы после окончания автосалона, наверняка, зазвучат с новой силой, тем более, что следующего ММАС нам нужно будет ждать еще два года. А за это время в нашей стране может произойти все, что угодно.