VW хочет зарабатывать еще больше

VAG собирается спровоцировать своеобразную революцию на авторынке, сократив цикл жизни модели с нынешних восьми до пяти лет. Мало того, они не собираются отказываться и от плановых рестайлингов. Но клиентам это нововведение не сулит ничего хорошего.

Две глобальные кризисные волны заставили производителей всерьез задуматься над собственным будущем. Многие уже составили стратегические планы, рассчитанные до 2025 года. Мало того, ни даже начали претворять их в жизнь. Однако, как показала практика, чтобы все эти программы пошли прахом, достаточно небольшого изменения.

Резкое ухудшение общей экономической ситуации привело к острой проблеме перепроизводства. Собирать меньше компании не могут, ибо это, ожидаемо, приведет к увольнениям и, как следствие, к новым социальным потрясениям. Кроме того, от автопрома зависят не только прямые рабочие места, но и предприятия-смежники, где также полно занятых.

Теоретически, они могли бы простимулировать рынок, например, распродавая зависшие авто по себестоимости (то есть примерно 50-60 процентов от номинала). Это позволило бы освободить склады, активизировать клиентов и принести живые деньги. Но на это пока также никто не решается, так как «развращенные» дисконтами покупатели не захотят возвращаться к прежним ценникам. В результате сотни тысяч невостребованных автомобилей просто отправляются в утиль.

Однозначного выхода из этого круга пока не видно, но производители упорно его разыскивают, и, вполне возможно, в качестве первой меры будет использована новая инициатива VAG, озвученная в конце прошлой недели генеральным директором американского подразделения концерна Майклом Хорном.

Если вкратце, ее суть заключается в том, что VW в самом ближайшем будущем сократит жизненный цикл своих моделей с восьми до пяти лет. Рестайлинговые авто при этом будут появляться примерно через три года после запуска новой генерации. По словам Хорна, такая политика позволит концерну быстрее реагировать на изменения покупательских предпочтений, а также оперативнее внедрять новые технологические и дизайнерские решения. Как следствие, она может увеличить и объемы продаж.

Что именно спровоцирует спрос менеджер не уточнил, заметив лишь, что клиенты хотят более быстрого внедрения новых решений. «Мы полагаем, что движемся в нужном направлении, у этого проекта есть коммерческий потенциал», — заявил он в интервью агентству Reuters.

Стоит заметить, что пилотным рынком VAG выбрал США — рынок, который немцам пока так и не покорился. Как пишет Automotive News Europe, несмотря на то, что в 2013-м концерн стал вторым по величине производителем в мире, существенно улучшив свои позиции в Европе и Азии, в США продажи продолжают падать. В частности в апреле спрос в стране снизился на 10% до 118 с небольшим тысяч автомобилей, хотя согласно нынешней программе развития, только титульный бренд к 2018 году должен продавать тут порядка 800 000 машин в год (а сам VAG — должен обогнать Toyota и стать самым крупным автопроизводителем). Очевидно, что в сложившейся ситуации добиться нужного результата нереально. И в качестве одного из способов ее решения руководство VW видит как раз сокращение жизненного цикла своих моделей.

Надо признать, что немцы тут ничем не рискуют, во всяком случае, пока. Американцы давно привыкли к тому, что их машины меняются не реже чем раз в два года. Немцы же стараются придерживаться европейского графика, но вскоре, как видно, все изменится.

Тем не менее, новая стратегия в случае успеха может повлиять на взаимоотношения производителей и клиентов не только в локальном, но и в глобальном масштабе: если все получится, вряд ли кто-то упустит возможность повысить уровень доходов, переняв немецкий опыт и применив наработки как в Европе или Латинской Америке, так и в Азии, включая тот же Китай.

Дело в том, что столь частые перезапуски компаниям довольно-таки выгодны. Во-первых, разработки и внедрение новых технологий ведутся постоянно, так что изменение графика ни на что существенно не повлияет. Во-вторых, каждое новое поколение машин, как известно, дороже предыдущего. Таким образом, вместо того, чтобы стимулировать продажи возрастных моделей с помощью акций и скидок, компании просто будут запускать их новые генерации. В-третьих, это отчасти решит и проблему перепроизводства, так как спрос при более насыщенном графике априори окажется более стабильным, что позволит более гибко подходить к планированию.

В четвертых же, подобные стратегии в полной мере соответствуют современным подходам к проектированию новых автомобилей. Надежные коробки и моторы-миллионники сегодня не выгодны. Реальный срок жизни среднестатистического авто по факту ограничивается его гарантией. В лучшем случае, машина без проблем пройдет 200-250 тысяч километров, после чего выработает ресурс и превратится в ведро с болтами.

Иными словами, пострадавшими в данной ситуации окажутся клиенты, ибо им не придется не просто больше платить за каждую новую машину. Им придется делать это вдвое чаще. Мало того, свои деньги они будут тратить на еще менее надежный автомобиль, поскольку ресурс, заложенный в модели с восьми- и пятилетним циклами очевидно станут различаться. И не в пользу последнего.