Шины или жизнь

«Лысая» резина смертельно опасна. Вроде бы аксиома. Однако же порой ею пренебрегают. Но чаще грешат недооценкой других важных факторов безопасного движения, на которые влияет «обувка» автомобиля. В этом ваш корреспондент убедился, побывав на полигоне одного из лидеров мирового производства шин, финской «Nokian Tyres».

Итак, шины – самое используемая «деталь» автомобиля, обеспечивающая безопасное движение, подчеркивает руководитель отдела технической поддержки клиентов бренда Матти Мори. Сентенция вроде бы незамысловатая, однако ее стоит рассмотреть в самом широком смысле, если вспомнить, что буквально весь спектр взаимодействия автомобиля с дорогой передается через шины. И прежде всего, такие ключевые процессы как управление, торможение и ускорение. Авто удерживается на дороге и управляется исключительно посредством шин. А площадь контакта с дорожным полотном - площадью всего-то в четыре ладони! То есть мы вверяем свою жизнь прежде всего не мотору или кузову, а небольшим по размеру контактным пятнам покрышек.

Шины с точки зрения ДТП

Вот что показывает анализ рисков, связанных с любимым «железным конем» (здесь и далее финская статистика за 2000 -2010 годы). 59,6 % причин аварий приходится на шины, а на остальные 40,4 % вина почти в равной доле приходится на тормоза, рулевое управление, двигатель и КП, пружины и амортизаторы, на не умеренное ускорение и действия водителя, приведшие к опрокидыванию авто. При этом роль шин резко повышается в сложных или при часто меняющихся дорожных условиях, на мокрой дороге или при возникновении внезапной опасной дорожной ситуации. Так, аварии со смертельным исходом произошли в Финляндии (где весьма дисциплинированные и осмотрительные водители!) в 52,8% ДТП на заснеженной, обледенелой или скользкой зимней дороге, в 14,6% - на мокрой дороге, в 32,6% - на сухой дороге.

При этом причиной одной из семи таких тяжелых аварий оказались именно покрышки. Почему? В 13,3% случаев из-за неправильного давления в шинах (или слишком низкое, или разное); в 30,4% случаев вследствие того, что авто было обуто в неправильные шины, т.е. они или не соответствовали дорожным условиям, или имели разные характеристики, либо вообще не подходили к данной модели авто.

А теперь вспомните, когда последний раз проверяли давление в шинах, до каких пределов вы изнашиваете шины, чем руководствуетесь при выборе новых покрышек? Ведь от этого во многом зависит, вернетесь ли вы домой или окажетесь в больнице либо на кладбище.

Шипы — не тема для дискуссий!

Кстати, здесь возникает популярная тема для дискуссий: что выбрать на зиму - шипованную или обычную зимнюю резину. И хотя на дворе лето, вполне уместно поговорить о зимних покрышках «в прок». И вот каков вывод специалистов «Nokian Tyres» (NT), выработанный на основе собственных исследований и испытаний и практического опыта северных стран.

Наиболее безопасные зимние шины каждый водитель должен выбирать на основе своего водительского опыта, стиля вождения и дорожных условий региона. При этом очень важно использовать правильные шины, т.е. соответствующие модели автомобиля и превалирующим характеристикам местных дорог в зимнее время. При этом их протектор непременно должен быть с достаточной остаточной глубиной и сохранять заводские характеристики, соответствующие погодным условиям. (В уникальных характеристиках выбранных вами шин надо разбираться самому или консультироваться с авторитеными специалистами.) Глубина канавки должна составлять не менее 4 мм. Специальная резиновая смесь, из которой делают зимние шины, со временем твердеет, эластичность снижается. Безопасный срок эксплуатации зимних шин - 5 лет, максимальный – 10. Ведущие шины изнашиваются быстрее, поэтому через каждые 8000 км шипованные покрышки надо перебрасывать на ведомую ось.

Финское агентство по транспортной безопасности подчеркивает, что для повышения уровня дорожной безопасности и в случае недостатка водительского опыта, следует отдавать предпочтение шипованным шинам. Шведская транспортная администрация рекомендует использовать шипованные шины на автомобилях без ABS или противобуксовочной тормозной системой.

Следи за шипами

Специалиста NT подчеркивают, что шипованные шины обладают хорошим сцеплением с дорожным покрытием как на снегу, так и на льду. Фрикционные шины наилучшим образом проявляют себя на снегу, но уступают шипованным на льду. Упрощенно говоря, вождение на фрикционных шинах требуют большего водительского опыта. При этом необходимо периодически проверять количество шипов на шинах, т. к. на плохих дорогах отдельные шипы могут выпасть, а если на шине остается менее 25% шипов, то такие шины опасны и по своим ходовым характеристика становятся хуже фрикционных. На всех четырех колесах количество шипов должно быть примерно одинаковым. Следует помнить, что новые шипованные шины надо обкатывать 500-800 км.

Что касается шин финского бренда NT, то его шипованная резина обеспечивают превосходное сцепление на льду, хорошее сцепление на снежном покрове, хорошее сопротивление планированию по снежной слякоти. Не шипованные зимние шины NT «скандинавского типа» обладают хорошим сцеплением на льду и на снегу, очень низким сопротивлением качению, что делает их экономичными с точки зрения потребления топлива,. Наконец, не шипованные зимние шины NT «центрально-европейского типа» созданы для мягких зим, у них умеренные характеристики езды по льду и снегу, хорошие характеристики на мокрой дороге, хорошее сопротивление планированию по слякоти, очень неплохие характеристики управляемости.

О реальности перечисленных характеристик этих трех типов шин NT, в конструкции которой более ста различных компонентов и материалов, приведем результаты испытаний. Тормозной путь по льду на скорости 50 км/ч при температуре -10С, составляет соответственно 43, 60 и 78 м, при -40С - 42, 51 и 63 м.

Стоит отметить, что в зимних шинах NT используются резиновые смеси, значительно снижающие сопротивление качению и при поддержании правильного давлении помогают сэкономить до 0,5 л топлива на 100 км пробега, снизить выбросы СО2 примерно на 12 г/км. Для зимних северных шин NT создает специальные резиновые смеси, выдерживающие большие перепады температур и частую смену погодных условий

«Всесезонка» не катит

Что касается так называемых всесезонных шин, то финские специалисты отмечают у них такие типичные свойства, независящие от бренда, как плохое сцепление на мокрой поверхности, плохая управляемость на мокрой дороге, плохое сопротивление планированию по слякоти, плохие зимние характеристики, хорошая управляемость на сухой дороге и хороший пробег.

Лето, ах лето...

Относительно же летних шин марки Nokian Hakka, то они разработаны специально для сложных климатических условий, обеспечивают оптимальное сцепление на дорогах с грубым покрытием в широком температурном диапазоне. При этом немало водителей используют летние шины до самой поздней осени. Но мокрая дорога и изношенные покрышки – весьма опасная комбинация! Ведь у изношенных летних шин даже до того, как глубина канавок достигнет предельно разрешенных 1,6 мм, на мокрой дороге не только намного больший тормозной путь, но и повышенная склонность к аквапланированию. Так, при повороте на изношенных шинах (глубина протектора менее 1,6 мм) при слое воды на дороге в 5 мм эффект аквапланирования начинается на скорости 76 км/ч, а у новой покрышки только при 96 км/ч.

...Итак, перефразируя популярную песню, можно посоветовать не смотреть на шины свысока, ведь от них напрямую зависит ваша безопасность на дороге. Это весьма обосновано утверждают на основе многочисленных и разнообразных тестов специалисты «Nokian Tyres».