Как Россия может спровоцировать рост цен на автомобили во всем мире

Любезный обмен санкциями между Россией и «всеми остальными» продолжается. Из-за политических распрей значительно выросли цены на палладий — необходимый металл в автомобилестроении. И это может привести к подорожанию автомобилей.

Из-за войны санкций выросли цены на драгоценные металлы. Незначительно подорожали золото и платина, а вот цены на палладий выросли за последние шесть месяцев на 30% и достигли исторического максимума — выше 900 долларов за унцию. И нестабильная геополитическая ситуация, в которую оказались вовлечены Россия, ЕС и США, наглядно демонстрирует, какой именно металл — самый драгоценный.

McLaren может покрывать детали двигателей своих суперкаров 24-каратаным золотом, а Rolls-Royce – инкрустировать платиной салоны лимузинов. На массовой автомобильной промышленности котировки этих металлов особо не скажутся. 

А вот отсутствие палладия, половина запасов которого находится в России, может серьезно повлиять на производство машин, а следовательно — приведет к подорожанию конечного продукта.

Палладий используется для производства каталитических конвертеров для выхлопных систем автомобилей, которые снижают токсичность отработавших газов, а также применяется в электронике. Около двух третей от мирового объема добычи палладия предназначено именно для автомобильной промышленности. А Россия является не только одним из монополистов в добыче палладия, но и крупнейшим в мире поставщиком этого металла.

Пока наша страна еще даже не ограничила экспорт палладия, а рынок уже к этому готовится. Только лишь опасения инвесторов привели к подорожанию этого металла на треть – это началось с самых первых санкций в отношении России.

Сейчас речь идет об очередном ужесточении экономических мер со стороны ЕС и США, на которое, скорее всего, поступит ответная реакция.

Не имеет значения, какие именно страны втянуты в противостояние и где мировые автокомпании разместили производство катализаторов, так как снижение объемов поставок в любом случае отразится на доступности палладия на рынке и, соответственно, повышению спроса и цен как на европейские и американские автомобили, так и на корейские, японские и китайские. 

Напомним, опасения по поводу значительного сокращения экспорта Россией палладия высказывались в кризисном 2011 году – тогда причиной называли истощение запасов этого редкого металла. Стоимость металла в феврале 2011 года составляла 855 долларов за унцию.

В результате в выигрыше могут оказаться ЮАР и Швейцария. В апреле 2014 года, когда страны только начали пикироваться экономическими мерами, поставки российского палладия в Швейцарию выросли в 10 раз — прозорливые экономисты уже готовились к будущему возможному дефициту. Эта страна любит оставаться в сторонке и, так как не входит в ЕС, не обязана поддерживать санкции. А хранилища наполняет.

А ЮАР – второй крупнейший поставщик палладия в мире: африканская страна экспортирует экспортирует 37% мирового объема металла (Россия – 42%). Этого, впрочем, недостаточно, чтобы покрыть спрос целиком. Тем более что продажи автомобилей все же растут, особенно буйным цветом – в Китае.