21511

Как повлияет на авторынок запрет на ввоз иномарок

В свете нового ужесточения санкций, власти страны разродились новой бредовой идеей
Помощник президента предложил запретить ввоз иномарок в Россию. Полностью. Правда, пока речь идет лишь о подержанных авто. Мы разобрались, к чему приведут подобные инициативы и как они повлияют на российский авторынок.
Поделиться
Изображение Как повлияет на авторынок запрет на ввоз иномарок

Дело в том, что, высказав сию без сомнения свежую мысль, г-н Белоусов тут же уточнил, что речь в первую очередь идет о подержанных авто, чем, увы, подтвердил свою полную некомпетентность в данном вопросе. Во-первых, совершенно непонятно, каким, собственно, образом запрет на ввоз старых автомобилей ударит по экономикам «наших западных партнеров». Обрушит их вторичные рынки? Очень вряд ли. Россия – далеко не самый крупный потребитель такого рода техники, поскольку за последние десять лет власти нашей страны сделали все, чтобы либо ограничить, либо полностью изничтожить приток подержанных машин из-за границы.

Если кто, вдруг, запамятовал, мы напомним. Например, про введение в первой половине «нулевых» заградительных пошлин. Про недавнюю непримиримую борьбу с машинами из Белоруссии и Прибалтики. Про запрет на поставки авто, не соответствующие определенному экологическому классу…

Вторичный рынок в нашей стране уже который год, как говорится, «варится в собственном соку». Смысла ввозить иномарки из Европы или Азии почти не осталось. Исключение, пожалуй, составляют лишь редкие, эксклюзивные авто, а также модели, которые в Россию в принципе не поставляются. Последние, к тому же, должны быть не моложе 3 и не старше 5 лет. Иными словами, приток извне минимален.

А как же Калининград и Приморье, спросите вы. А никак! Ситуация там точно такая же. Если, конечно, не считать некоторых преференций. В Калининграде, к примеру, расположен один из крупнейших российских автомобильных заводов, работающих в режиме контрактной сборки. Но если, положим, местный житель принципиально не желает пользоваться услугами российского автопрома, благодаря близости госграницы, оформить временный ввоз на машину, зарегистрированную в той же Прибалтике или в Польше, ему куда быстрее и проще, чем жителю средней полосы. И никакие запреты ему не помешают, ибо юридически въезжать на территорию России владелец авто будет на собственном автомобиле.

Что же касается Приморья, то во Владивостоке давно и успешно собирают весь модельный ряд SsangYong, несколько моделей Mazda и Toyota Land Cruiser Prado. Притом, жителям ДФО эти машины продают с минимальной наценкой. А лет пять назад регион начали активно осваивать и другие автомобильные компании. Дошло до того, что машины LADA РЖД возил туда совершенно бесплатно. В общем, местных там тоже постепенно пересаживают на авто российской сборки. И, в конце концов, пересадят.

И все же, появление такого запрета может создать очень опасный прецедент. То, что власти нашей страны оторваны от реальности и в большинстве своем живут в некоем собственном, рафинированном мире, давно понятно и очевидно, поэтому, никто не даст гарантию, что через несколько месяцев, а может и дней, в чью-то просветленную голову придет мысль о полном запрете ввоза готовых иномарок в нашу страну. И если вы полагаете, что ничего страшного в этом нет, сильно ошибетесь. Единственный производитель, которого это не коснется – АВТОВАЗ, все остальные, так или иначе, пострадают. Во-первых, из России уйдут Honda и Suzuki, а также Audi, Volvo, Acura, Infiniti и масса других автомобильных брендов. Запрет затронет и тех, кто обзавелся собственными автомобильными заводами. Модельный ряд Toyota сократится до трех позиций, Mazda – до двух, по четыре-шесть моделей останется у Ford, KIA и GM, а у Hyundai – один лишь Solaris…

Хорошо, предположим, что Минпромторг вдруг разродится неким списком, где будет указано что можно ввозить, а что нельзя. В конце концов, вторую волну санкций японцы не поддерживают, корейцы с китайцами вообще ничего не вводили… Но даже это вряд ли сделает идею хоть сколько-нибудь жизнеспособной. Во-первых, ее реализация – мощнейший удар по российской же экономике. Автомобиль – вещь недешевая, и налоги с каждой продажи платятся весьма серьезные. Во-вторых, от подобных санкций в первую очередь пострадает отечественный бизнес – те же дилеры, являющиеся промежуточным звеном между производителем и клиентом. Они ведь не только налоги платят, но и рабочие места создают…

Есть тут и третий аспект. BMW под санкции не попадет, ибо большинство машин этой марки собирают на калининградском заводе «Автотор». Но как российское чиновничество обойдется без Mercedes S и GL-классов, без Porsche Cayenne, без Lexus LX и без Land Cruiser 200? На UAZ Patriot пересядут и на LADA Granta? Это уж вряд ли. Полагаю, что г-на Новикова служебная машина ну никак не ниже S-класса. Что же касается озвученной им идеи, запрещать ввоз подержанных авто – все равно, что запрещать пингвинам размножаться на Шпицбергене. Они там все равно не водятся…